Я нимало не искусствовед, поэтому если на Вейдене написано 1460 год, а на Бонфильи «около 1466», я принимаю первенство Вейдена. Тем не менее, мне кажется, что с художественной точки зрения Бонфильи представляет манеру намного более раннюю, и в этом смысле скорее Вейден развивает иконографию Бонфильи, чем наоборот.
Впрочем, дело в другом. Бенедетто Бонфильи даёт вариант более первоначальный и по логике, не с распятием как предметом интерьера, а с полноценной Голгофой. Вейден превратил Голгофу в символ, а потом мастер в Прадо редуцировал символ до двух балок в крыше.
Бонфильи как раз помогает установить связь с предыдущей традицией: Джотто в капелле Скравеньи как раз создал евангельский цикл из двух лент, одна над другой с тем расчётом, чтобы сюжеты перекликались. Такая перекличка встречается и в миниатюрах XIV века.
Что за перекличка Вифлеема с Голгофой?
Вот тут художник — точнее, верующий в художнике — уловил то, что ускользает от внимания текстологов, читателей, литературоведов.
Рассказ о Рождестве у Луки занимает исполинское место в сравнении с Матфеем (не говоря уже о тех евангелиях, где о Рождестве ни слова). Так Лука создаёт симметричную композицию, уравновешивает рассказ о распятии, который изначально занимал чуть ли не четверть текста.
Мария от Благовещения до бегства в Египет проходит тот же путь, что Иисус от Преображения до Вознесения.
Иисус слышит голос Отца в Преображении — Мария в Благовещении. Голос этот эхом обращается к Иосифу — и к апостолам.
Вопрос Марии «как это» это не вопрос простушки или студентки биофака. Это вопрос такой же, как Иисуса в Гефсиманском саду: «никак иначе точно нельзя?» Это именно вопрос.
Иосиф при Марии как апостолы при Иисусе.
Иисус идёт в Храм — Мария идёт к Елисавете.
Иисус тащится с балкой креста по улицам Иерусалима — Мария тащится с Христом в животе по улицам Вифлеема.
Римская власть там и там. Гонит в Вифлеем по месту прописки мужа, гонит на Голгофу по желанию номенклатуры.
Ирод там и там. Впрочем, уж Ироды есть всегда, перы и фисы.
Главное, конечно, сходство, в муках. Вы думаете, рожать не так болезненно, как быть приколоченным на кресте по жаре? Я не проверял, но кто хочет, пусть проверит и сообщит выводы.
«Анти» означает «перед», не «вместо». Рождество это Голгофа до Голгофы.