«Яков

Оглавление

Христианство по мере сил. Смысл жизни наружу и вовнутрь

Человек рождается экстравертом и умирает интровертом.

В норме.

Правда, эту норму ещё поискать надо. Конечно, бедолаг, которые ищут красной смерти на миру, не так уж много, но ведь есть. Как и погружённые исключительно в себя дети встречаются, увы.

Всё-таки «средний» человек развивается от абсолютной экстравертности — уверенности, что весь мир и все люди смотрят на него — к «социализации», умению смотреть на других как на других, а не просто как на зрителей себя — и к интроверности как осознанию того, что глубина тебя не то чтобы никому неинтересна (хотя да, неинтересна или, аккуратнее скажем, не так интересна, как собственная глубина), но просто недоступна.

Глубина меня недоступна не только окружающим, но и мне самому.

Иначе бы ищущему днём с огнём человека философу было бы достаточно подойти к зеркалу.

Исход из экстравертлявости в интровертикулярность иногда постепенен, иногда молниеносен, но горе тому, кто не совершит этого исхода, и желательно по нескольку раз.

«Интро» легко может превратиться в эгоцентризм, эгоизм и просто в «никто никому ничего должен» — в смысле, что «я никому ничего не должен». Такого интро, чтобы считать, что тебе никто ничего не должен, не бывает. Хотя его часто симулируют, как раз, чтобы покрасоваться перед окружающими, то есть, в угоду своей экстравертности. Настоящий-то интроверт и не подумает такими лозунгами бросаться, как комары не летают с лозунгами «Летим!»

Может быть, заметнее всего экстро и интро в духовной жизни.

Экстро в человеке знает Бога всевидящего, всеведущего, всеконтролирующего. Из этого знания следуют две идеи. Первая: Бог всё видит, трепещи, тебя взвесят с точностью до грамма, за всё дашь ответ. Вторая: Бог всё видит и на всю плюёт, никого не наказывает и не защищает, ОН то ли равнодушный интроверт, то ли экстраверт с садистскими наклонностями.

Интро в человеке знает Бога не судящего, а, скорее, подсудимого. Бога, Который настолько сосредоточен в Себе, что никакими взвешиваниями не занимается, ни за кем не подглядывает и никому не показывается. Белая дыра. Это в лучшем случае, вежливо говоря, но можно и чёрной обозвать.

А Бог не человек. Даже Бог, ставший человеком — Иисус — и не экстро и не интро. Абсолют-с! Абсолютно любит — то есть, и абсолютно открыт, и абсолютно дистанцирован. Абсолютно зряч, насквозь видит — то есть, настолько насквозь, что все твои, вежливо сказать, экстравагантности, для Него не существуют. Это и делает возможным изменение, апгрейд и вообще покаяние. Так ведь и ты — отражение и отзвук этой абсолютности. И ты абсолютно всё можешь и должен видеть насквозь, не влипая в небытие и даря жизнь.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кsликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.