«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк 18:18)
Богач ставит вопрос, употребляя очень деловое слово, из лексикона имущих: «наследовать». Греческое слово означает и приобретение, и получение по жребию.
Логика богача — логика покупателя. Я что-то даю, «делаю», и взамен что-то получаю — вечная жизнь как оплата за сделанное мною.
Наследство получает не всякий наследник, а тот, кто вёл себя прилично, с кем родители не порвали.
Евангелие, «хорошая новость», хорошо тем, что с Богом этого не надо.
Хорошее-то хорошее, а психологически нам трудно до невозможности от взгляда на жизнь как обмен.
Как в притче о милосердном самаритянине. Вопрос ставится от лица активного человека: кто мой ближний, на кого потратить силы? Ты — избитый до полусмерти бедолага, бессильно валяющийся при дороге. Тебе помогут, но ты ничем отплатить не сможешь, дорогой.
Но это же не вечная жизнь?
Любая жизнь вечная, а иначе это не жизнь, а издевательство: дали лизнуть, подсадили на кайф, и сразу фьюить.
Кто меня вылечил, тот мне дал не сколько-то там лет или месяцев жизни, а дал просто жизнь, без начала и без конца. Вечную жизнь.
Поэтому трудно богачу войти. Нищему тоже трудно, но это трудности другого порядка, а богачу трудно, потому что человек привык к активности, а тут — расслабься.
Нищий, больной может дать богачу спокойствие, мир. Это «нищета духом». Врач жив-здоров, просто измотан, а я помираю, но я — по вере своей — могу с ним поделиться своим спокойствием: всё хорошо доктор, не расстраивайтесь, жизнь не медициной создана и не заканчивается там, где заканчивается медицина.
Пётр говорит: «Мы оставили всё и пошли за Тобой». Иисус не возражает, но разве Пётр оставил «всё» Иисусу? Тут нет сделки. Мимо кассы. Мы отдаём временное, материальное, а получаем-то вечное. Сложность в том, что вера верой, а хочется ещё и уверенности. Ну почему ж, почему ж так трудно совместить веру с уверенностью? Надежда не уверенность, напротив, и любовь не уверенность, а любовь.
Оказывается, парадоксальная штука: чтобы обрести уверенность, надо не набирать, а раздавать. Ну да, чтобы выкопать колодец, нужно не насыпать землю, а копать. А мы насыпаем повыше. Где-то под землёй, совсем близко, бьёт родник, только надо расчистить. Вот и раздать уверенность в том, что у меня всё схвачено-гарантировано, чтобы в нас забил тоненький родник уверенности для других. Чтобы другие были уверены в нас как мы уверены в Боге. Если уверены. Не уверен, Боже, помоги моей неуверенности. Пусть моя неуверенность и тревожность учит меня помогать другим жить уверенно — помогать, следуя за Тобой. Ведь и нашей веры не было бы, если бы другие не шли за Христом, не передавали бы слово, не поддерживали бы надежду в других, когда сами были в безнадёжном положении. Как люди в темноте зажигают свечу и сдерживают дыхание, чтобы посмотреть, куда отклоняется пламя, в какой стороне выход, так мы сдерживаем свой позыв к уверенности, чтобы понять, куда дует Бог.