Расшифровка беседы
Сравним духовную жизнь с поездкой в поезде.
Представим себе: вот мы вошли в вагон.
(Я обычно езжу в плацкартном, поэтому мне это сравнение удобней…)
Что делаем, когда едем в поезде в дальний путь, может быть день, а может быть и дольше?
Когда жизнь бессмысленна, чем дольше едем, тем скучнее.
Особенно если мы едем не по своей воле.
А если мы едем по своей воле и если получаем удовольствие от поездки, то дай Бог чтобы это было подольше.
Так вот обычно в дорогу первым делом мы берем с собой что-нибудь почитать.
Наверное, первая наверное часть духовной жизни… она очень материальна.
Это – книги, это Священное Писание.
Казалось бы, Библия – это всего-навсего небольшая походная библиотека, около шестидесяти книг, написанных в течение разных веков разными людьми. Тем не менее, вновь и вновь на вопрос о том, что они взяли бы с собой почитать, люди говорят: «Библию!»
Девять из десяти, особенно в США или Англии говорят так потому, что они так воспитаны: Библия – самая важная книга...
На самом деле, они с большим удовольствием возьмут подшивку журнала «Playboy» или какого-нибудь популярного писателя.
И они ошибутся. Почему?
Да, Библия полна противоречий…
И это еще полбеды, противоречивый текст – это замечательно, это хороший текст, беда в том, что она полна противоречий не только исторических.
Это понятно, её писали разные люди, в разные эпохи, но описывали они одно и то же событие: встречу с Богом.
Да, Библия полна моральных ошибок.
В Библии говорится о жестоких расправах с инаковерующими.
В Библии говорится о жестокой мести, когда братья, у которых изнасиловали сестру считают себя обязанными вырезать не только семью, представитель которой изнасиловал их родственницу, но и всю деревню, всё село...
Это дичь с нашей точки зрения.
История о праотце Аврааме полна лукавства и хитрости, за которое сегодня, если школьник так начнёт себя вести, его сразу накажут коленями на горох.
Но дело в том, что Библия – библиотека Божия, Откровение Божие, она является, присутствие Бога в Библии, присутствие Бога в тексте – это присутствие не в отдельных деталях.
Вы вспомните фильм про Шерлока Холмса, где вначале титры даны на шпионский манер: россыпью газетных букв, наклеенных на бумагу, где накладывают рамочку с дырочками, которая есть только у агента и вдруг из этого разнообразия букв появляется текст.
Таково Откровение – вот наш мир.
Строго говоря, весь мир – Библия, весь мир – Откровение.
Это очень древняя мысль святых отцов о том, что всё творение Божие – это Книга Бытия, это Откровение о Боге...
Что разглядывая муравья, мы можем всё узнать о Боге так же, как читая премудрость Соломона.
Так вот, если к нам приходят вера и благодать, то вдруг вот эти, иногда безумные, иногда восхитительные, мудрые и сомнительные рассказы, еврейские и греческие (потому что в Библии есть книги, которые только на греческом были написаны).
Книга Иова написана вообще вряд ли евреем и человеком, который вряд ли верил в единого Бога. Но вставлена она в контекст так, что говорит о Боге многое, чего не решится сказать ханжа.
И вдруг мы видим что-то, что хочет сказать Бог.
В каком-то смысле Библию можно сравнить с письмами, которые пишет человек, не умеющий писать.
Он просит подростка подойти и посидеть, написать письмо.
И вот мы получаем письмо.
Мы понимаем, что его писал другой человек.
Почерк, ошибки грамматические – понятно что не того, кто диктовал это письмо.
Но мы чувствуем, что может быть, старик диктовал это письмо застенчиво, в испарине, не так, как он говорил с нами в реальной жизни.
Образ Отца в сердце есть, и мы понимаем, что эти сухие, казённые слова потому, что он думал, что так надо писать.
И мы вдруг чувствуем Отца за этими строчками.
Так и Священное Писание.
Если его читать без веры – это памятник культуры и литературы.
Можно ли взять веру для того, чтобы открыть Библию, это всё равно что вопрос: откуда берётся любовь, вот сперва девушки, потом любовь или сперва любовь, а потом девушки?
Я не знаю.
Я знаю одно: надо стараться искать, и, как говорил Лев Кассиль: «Искать, не сдаваться. А найдя, схватить обеими руками и уже не отпускать».
Библия влечет нас за собой.
И если мы не держимся, то очень легко можем упасть и сказать: «А, это воздушный шарик».
Мы недооценили расстояние, которое нас отделяет от Бога. К тому же нам кажется, что расстояние по горизонтали, а оно по вертикали.
Это не шарик, это огромный воздушный шар, несущий гондолу, в которой есть место и для нас. Поезд в небо.