Атеизм так же разнообразен, как и вера. Бывает великий, героический атеизм, готовый взойти на эшафот. Бывает лукавый атеизм, не готовый хотя бы потерять в зарплате. Кремлёвский тоталитаризм породил два новых атеизма: подлый лакейский атеизм госчиновников, приставленных в качестве доппельгангеров к несчастным студентам любого вуза, и наивный кусачий атеизм этих самых студентов.
Атеистический тоталитаризм в 1991 году ударился оземь и обернулся тоталитаризмом с архиереем подмышкой, но те два атеизма никуда не исчезли. По-прежнему Кремль платит не только архиереями, но и государственным атеистам, - разумно иметь запасной парашют, разумно.
По-прежнему полно атеистов низовых, которые точно знают одно: попы сожгли Коперника, а потому Бога нет, и обсуждать тут нечего. Объединяет этих атеистов одно: те и другие ни на какие эшафоты не пойдут никогда и ни за что, а всю жизнь проведут на одной скамеечке запасных людей, ворча на цены, самодурство начальства и проклятый Запад.
Подлинность убеждений не всегда приводит к эшафоту. В нормальном обществе вообще эшафотов не может быть, ни для глубоких убеждений, ни для мелких, ни для атеистов, ни для сатанистов, ни для буддистов.
Атеизм в России после 1991 года схож, однако, с атеизмом до 1991 года тем, что в принципе не допускает мысли о героизме. Конформизм — общая болезнь и русской религиозности, и русского атеизма. Полной симметрии, однако, нет. Абсолютное большинство узников совести в России это верующие люди: Свидетели Иеговы и мусульмане-салафиты.
Существует несколько православных, которые об этом говорят и пишут, их чуть больше, чем в 1970-е годы: не полдюжины, а дюжина. Вот чего нет, так это атеистов, которые бы защищали и свободу совести и конкретных посаженных. Мониторингом свободы совести занимаются православные и квакеры, но не атеисты и агностики. Атеизм остаётся дешёвым домашним хобби, ареной для брюзжания и ворчания.