«И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;» (Мф 25:32).
Страшный суд — непоследовательный суд. «Все народы будут собраны перед Богом». Народы! Соберут народы, а судить будут — людей. Не «хорошие народы направо, плохие налево», а Пупкин направо, Попкин налево. Судятся люди, да не по деньгам, не по образованию, а по тому, насколько человек человечен. Человек человечен настолько, насколько видит в другом человеке Бога.
Если человек не верует в Бога, но обращается с другими людьми как с людьми, он выше неверия. Неверие в Бога есть и неверие в человека: наука не видит качественного отличия человека от нечеловека, Наука не говорит, что человек скотина, но и противопоставить гордыне, эгоизму, ненависти наука ничего не может, не её компетенция.
Может быть, мы видим в другом подобие себя? Это опасно и неверно, потому что другой человек есть именно другой человек, уникальный, неповторимый, а ставить отношение к другому в зависимость от отношения к себе. Если бы видели в себе человека! Мы видим в себе то животное, слабое или сильное, но животное, а в другой раз мы видим в себе сверхчеловека, который ни от кого и ни от чего не зависит, а от него все и всё зависят.
Мы стесняемся увидеть в себе человека, нам кажется, что это маловато: вон сколько людей, и что в них хорошего? Слабые существа, зависимые и созависимые. Так это животное в человеке, а человек в человеке зависит лишь от своей нужды в любви — любить и быть любимым, от своей нужды в творчестве — творить и радоваться, что сам сотворён. Тогда и физиология, животное в нас обретает смысл: есть и пить, согреваться и двигаться нам нужно, чтобы любить.
Кто накормил голодного, накормил любовь. Кто напоил жаждущего, напоил створа. Кто помог заключенному, пошёл против «ответственности», «дураков надо учить», тот пришёл к Судье Прощающему.
Любить и отзываться на любовь. Одно без другого неполно. Младенец отзывается на любовь, но не любит. Страшный Суд страшен не тем, что мы увидим себя, какие мы есть. Для этого достаточно сходить к психотерапевту.
Страшный суд страшен тем, что мы увидим, каковы другие люди — увидим других людей глазами Создателя — увидим, как можно было их любить, какое это наслаждение и счастье.
Вот в чём смысл явления Бога в Иисусе. Бог занял место, предназначенное для человека. Мы должны занять место, предназначенное для Бога. Любишь и поэтому должен нарушить Закон? Закон ответственности, справедливости? Стань сам Законом! Стань Торой, Декалогом, Домостроем — и сделай любовь и добро, которые не нашёл в священных книгах. Так причащаются Христа: стань туда, у стола Тайной Вечери, возьми хлеб, и вспомни: ты теперь Христос. Тебя сейчас будут арестовывать — и пока не арестовали, пока ещё и попеть можно: пой, пои, корми, освобождай.