Книга Якова Кротова. В моей книге несколько тысяч глав (эссе, исторические очерки, публицистика), более 4 миллионов слов. Это своего рода «якопедия», из которой можно извлечь несколько десятков «обычных» книг. Их темы: история, человек, свобода, вера.

Будущее религии

Сама постановка вопроса о будущем религии чаще всего есть постановка вопроса о будущем насилия. Люди, которые задаются вопросом о будущем религии, не вполне это сознают. Происходит мистификация - вполне безобидная, но мистификация. Возможно, поэтому все подобные разговоры относятся не к сфере науки, а к сфере массовой культуры. «Массовая» означает неясное, туманное определение темы обсуждения.

Религия оказывается субститутом насилия. Люди не решаются обсуждать вопрос, возможна ли в будущем армия или сохранение разделение людей на государства. Это кажется цивилизационным экстремизмом, интеллектуальным хулиганством. Не князи Кропоткины, мы же нормальные.

Ответ легко предсказать: он тоже туманен и нарочито неясен. Сводится он к тому, что религия сохранится, но это будет религия без насилия, расплывчатая медитация безо всяких обязательств, догматов, обязательных обрядов, запретов и т.п. То есть, люди заявляют, что мир без насилия возможен, с оговоркой, что насилие делегирует вниз, что каждый сам себе будет начальником, сам собой будет повелевать, каждый сам будет договариваться с другими как сейчас Папа Римский договаривается с Патриархом Константинопольским. Насилия организованного не будет, потому что насилие дезорганизуется и станет дисперсным.

Проблемка в том, что насилия меньше не станет, если оно окажется уделом индивидуальностей. Вот религия исчезнет - по той простой причине, что религия по определению есть коммуникация, а не расстройство аутисти ческого спектра.

Хорошо, впрочем, что хотя бы в таком виде люди обкатывают необходимость мира.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Книга Якова Кротова», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем

1543 год, Брюгге.