«Яков

Оглавление

Нулевое евангелие. Размышления над евангелием Фомы

Поймать Бога

«Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою сеть в море. Он вытащил ее из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашел большую [и] хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу» (евангелие Фомы, 8).

Притча очень похожа на притчу у Матфея  (13:47), но есть существенное отличие: рыбаком оказывается не Бог, а человек. Не Бог отбирает людей, а люди выбирают Бога. То есть, притча в одном ряду с притчей о купце, который предпочитает всё продать и купить одну жемчужину, и с притчей о пастухе, который оставляет стадо ради одной овцы. 

Какой вариант первоначальнее? Кажется, всё-таки у синоптиков, потому что иначе из притчи исчезает парадокс. Купец меняет большое на маленькое, пастух меняет стадо на единицу — это парадоксально. Парадокс целого и части, человечества и человека: один человек больше всего человечества. Не спасёшь единицу — пропадут все. Без единицы все миллионы окажутся нулями без палочки в начале. А что парадоксального или хотя бы рискованного в том, чтобы прийти на рынок религий, принюхаться ко всем и выбрать одну посвежее и покрупнее? 

К тому же сравнение Иисуса с рыбой очень-очень древнее, появившееся уже во II  веке, причём Спасителя называли Пастырем, а Спасителя в Святых Дарах — именно Большой Рыбой (эпитафии Аверкия). 

Как же так получается: Христос с рыбой сравнивает христиан, а христиане с рыбой сравнивают Христа? Да, всё правильно, так и должно быть, с чего бы Иисусу сравнивать Себя с чем-то пассивным? Он активен — Он пастырь. Вот Его ученики должны, обязаны принимать активность на себя, быть ловцами не людей, а Бога. 

Смысл притчи прост: сосредоточьтесь! Не гонитесь за двумя рыбами! Трудно служить двум рыбам! Перечитайте Хемингуэя «Старик и море», перечитайте Мелвилла «Моби Дик», перечитайте рассказ о пророке Ионе — не надо мелочиться, есть смысл ловить лишь ту Рыбу, Которая способна словить тебя. Как автостопщики ловят автомобили, а не велосипеды и не самокаты. 

Другие притчи у Фомы: 8, 9, 20, 57, 63, 64, 65, 76, 96, 107, 109 — аналогичные синоптическим, 21, 97, 98 не имеют аналогов.

Далее об этом тексте

См.: Рыбак. - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем

 

Вигеланд