«Яков

Оглавление

Нулевое евангелие. Размышления над евангелием Фомы

Польза сердца

«Ученики его сказали ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в их матери обрезанными. Но истинное обрезание в духе обнаружило полную пользу» (евангелие Фомы, 53).

Это изречение некоторые исследователи группируют в трилогию с двумя предыдущими по формальному признаку — это вопросы учеников, а не «Иисус сказал». Можно в этой трилогии увидеть общую тему: антииудаизм, отрицание обрезания, отрицание важности пророков, отрицание слепоты к новому миру.

Впрочем, следующие два афоризма — о блаженстве нищеты и ненависти к семье — тоже ведь, как и многое у Иисуса, переворачивают древние представления о правильном и неправильном. Праведник получит от Бога богатство. Родителей надо почитать — в отличие от обрезания, это предписано Декалогом.

«Духовное обрезание» изобрёл апостол Павел (Рим 2:29), и тут вторичность Фомы несомненна. Гейтеркол считает, что это чисто негативная формула, ведь не раскрыто, что такое «обрезание духом». Он только упоминает Филона, который говорил, что обрезание это устранение наслаждений, затуманивающих разум.  Понятно, что Филон имел в виду символическое значение физиологического явления. 

Можно добавить, что в «Деяниях» Лука вкладывает в уста апостола Петра слова о людях «с необрезанным сердцем и ушами» (Веян 7:51) — «необрезание» тут сопротивление Духу Святому. Но это не Пётр и не Лука сочинил, это пророк Иеремия: «Ухо у них необрезанное, и они не могут слушать» (6:10), «весь дом Израилев с необрезанным сердцем» (9:26).

Только все другие предписания Иисуса так ли уж позитивны и ясны? Подставить щёку? Оскопить себя? Взять крест, возненавидеть родителей, раздать имение, — какое же счастье, что тут конкретики ни на грош. Но сказать, что это чисто отрицательные заповеди, довольно опрометчиво.

Шутка насчёт того, что если бы обрезание было полезно, то люди рождались бы уже обрезанными, очень старая. Наместник Иудеи Тиней Руфус, при котором началось восстание Бар-Кохбы, говорил, согласно Талмуду: «Если Богу так нравится обрезание, почему дети не выходят на свет уже обрезанными?» Но это Талмуд, источник не слишком надёжный. Но и в подлинном тексте II столетия, «Апологии» Юстина говорится: «Если бы обрезание было так уж необходимо, Бог не сотворил бы Адама необрезанным».

Это, конечно, юмор. Впрочем, вспоминается Иоанн Златоуст, который говорил, что, если бы Бог хотел, чтобы женщины одевались в разноцветные одежды, то Бог создал бы овец с разноцветной шерстью.

Интереснее другое. Мог Иисус так пошутить?

Так ведь есть близкая по смыслу шутка, только Гейтеркол её не опознал. «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф 3:9).

Это ровно та же логика, что у Юстина, только навыворот. Именно потому, что Богу очень важно, чтобы в мире были потомки Авраама, имеющиеся потомки не должны считать себя незаменимыми. Раз — и женщины станут рожать камни, которые на выходе будут молниеносно превращаться в бодрых обрезанных младенцев. Шутка Иисус превращает в ничто всякую религиозно-обрядовую самоуверенность.

Если всерьёз, все эти шутки бьют в одно из самых опасных суеверий: «Всё действительное разумно». Опаснее только «всё разумное действительно». Доведённый до предела пантеизм: не только Бог совершенство, не нуждающееся в развитии, но и мир совершенство. Абсолютный тоталитаризм. Не тронь. Не твори. Не рыпайся. Люби, но в меру.

Статика против динамики. Бердяев называл это «христианство спасения и христианство творчества». Достоевский — православие Ферапонта и православие Зосимы. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

Почему невозможно раскрыть, что такое «обрезание в духе»? Потому что Дух не укладывается в оппозицию «разумное/неразумное», «действительное/недействительное», «закон/беззаконие», «дела/безделье». Как удалить крайнюю плоть ясно, а как удалить крайности — и даже что считать крайностями — в любви, творчестве, человечности? Микеланджело сказал, что статую получают, удаляя всё лишнее, но и Микеланджело не сказал, что умеет удалять лишнее — и кто скажет, что его юношеское прилизанное распятие лучше его «неоконченных» рабов?

Просто у людей и у Бога разные представления о пользе. Во всяком случае, после грехопадения, в нынешнем состоянии. Для нас польза — всё, что не даёт жизни вытечь из нас, для Бога — всё, что вытекает из жизни. Польза лечения и польза любви. Польза спички и польза вулкана, солнца, сердце. О польза сердца, ты сильней. Ну, конечно, сердце должно быть обрезано, с этим и у Фомы спора нет.

См.: Обрезание - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем

 

Вигеланд