«Иисус сказал: Блажен человек, который потрудился: он нашел жизнь» (евангелие Фомы, 58).
Гейтеркол очаровательно начинает свой комментарий: «Этот афоризм говорит о поиске знания и жизни как о борьбе».
Где тут слово «знание»?
Правильно, нигде.
Тем не менее, предубеждённость обязывает комментатора ставить вопрос о том, «труд» — это аскетические подвиги или подвиг познания?
А что, других вариантов быть не может?
Только в примечании Гейтеркол упоминает 1 Петр 3:14а:
«Но если вы и страдаете за правду, то вы блаженны».
Впрочем, это совсем другая мысль. Тут нет ни о труде, ни о жизни.
Понятно, что речь идёт о какой-то особой жизни, «вечной». Гейтеркол предлагает считать, что «найти жизнь» это то же, что «не вкусить смерти», но это вовсе не обязательно.
Афоризм этот и не гностический, и не христианский, и не иудейский, а просто житейская мудрость, без которой и в религии никуда. Под лежачий камень вода не течёт, а что за вода, неважно. В Евангелии полно таких призывов. Бди! Не расслабляйся!! Увидел выгодную сделку? Заключай! Не спи, грабители на подходе! Не спи, жених на подходе!
Сплошные нервы. «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк 16:16).
Конечно, к заповедям блаженства из Нагорной проповеди это не имеет отношения. Там о смысле страданий. Правда, смысл страданий в том, чтобы терпеть — и терпение это тоже труд, и претяжёлый. Но, к счастью, человек всё-таки реже страдает, чем не страдает. И так хочется расслабиться! Ведь кроме страданий, есть ещё работа. Труд в самом грубом смысле — чтобы не помереть с голоду. И обычно это такой труд, что после него только рухнуть на стул или диван и впялиться в экран. А тут у тебя над ухом назойливо: «блажен человек, который потрудился»… Боже, можно не сейчас? Нашёл время и место…
А другого времени и другого места не будет. Вечности никогда не будет во времени ни минуты. Точнее, можно, конечно, выделить утро воскресенья, или даже субботу, но это же дешёвка и самообман: вечность по расписанию это как шоппинг на слоне. Неудобно, тряско, с парковкой замаешься, да ещё и навоз за ним подбирай…
Если в одну телегу впрячь не мочно коня и трепетную лань, а человека запрячь, помимо всех прочих дел, ещё в работу духовную, это мочно?
Неудивительно, что духовный труд так же склонен к специализации, как любой другой. Вон, Амвросий Медиоланский об апостоле Петре: «Бросив лодку, приобрёл Бога, перестал искать рыбу в море, нашёл жизнь всех» (О девстве, 20:131). Ну, склонен-то склонен, да и с развитием цивилизации вообще больше свободного времени, но вообще-то стать профессионалом духа — большой риск, а попросту говоря, ничего хорошего. В сфере духа профессионализм крайне вреден — и об этом неустанные обличения Иисусом фарисеев. Две крайности одинаково крайности: наплевать на вечность и потонуть в вечности. Собственно, «потрудиться» и означает потрудиться пройти между эти крайностями, проплыть к жизни между Сциллой религиозного помешательства и Харибдой помешательства обывательского.