«Яков

Оглавление

Нулевое евангелие. Размышления над евангелием Фомы

Грех от греха, Бог от Бога

«Они сказали [ему]: Пойдем помолимся сегодня и попостимся. Иисус сказал: Каков же грех, который я совершил или которому я поддался? Но когда жених выйдет из чертога брачного, тогда пусть они постятся и пусть молятся!» (евангелие Фомы, 104).

То же у Марка 2:18-20, Матфея 9:14-15, Луки 5:33-35.

 При этом у Марка и Луки говорят неопределённые люди», а вот у Матфея «ученики Иоанновы».

Отличие в том, что у Фомы есть ещё изречение 14:

«Иисус сказал: Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу».

Но понятно, что ту налицо «фигура речи», преувеличение, призванное, как говорили наши предки, «шокировать», а как говорят наши потомки «сломать матрицу». Экзистенциальный шок ради экзистенциального выздоровления.

Можно поститься, молиться, подавать милостыню, можно. Были бы деньги.

Главная проблема в другом: почему в разрешении поститься и молиться говорится «они», а не «вы». Седельберг считал, что тем самым разрешение на молитву не относится к Иисусу и Его ученикам. Настоящий гностик на костёр взойдёт, но молиться не будет! В ленинскую партию вступит, но будет есть колбасу день и ночь, ночь и день! Если, конечно, партия оставит ему колбасы.

Точно так же непонятно, как это — Жених выйдет из чертога брачного? Брачный чертог это символ всего самого лучшего, высшего и светлого, и вдруг — выйдет? Что за самоизгнание из рая? На это есть такое толкование, что это выражение типа «когда Дунай потечёт вспять». Никогда Жених не бросит невесту, никогда нельзя молиться.

В евангелии Филиппа есть место, схожее с этим: «Сеющий зимой, пожнёт летом. Зима это мир, лето другой век [эон]. Давайте сеять в мире, чтобы могли пожать летом. Потому нам следует не молиться зимой» (52: 25-33).

Главное, видимо, всё-таки не в том, как понимать «брачный чертог», а в том, кто задаёт вопрос. Марк, Матфей и Луки — явно имеют в виду, что вопрос задан не учениками, а посторонними. Теми, кто не признаёт в Иисусе машиаха. Иисус отказывается:

«И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься» (Мк 2:19).

То есть, если в притчах Иисус описывает свадебный пир как нечто будущее (мудрые и немудрые девы), то тут символика другая: свадебный пир уже идёт, Иисус жених, апостолы друзья жениха, не вытаскивайте жениха со свадьбы. На Голгофу Жених пойдёт, а на демонстративный, показной, коллективный акт набожности — увольте. Тем более, что пост и молитва это демонстративное, публичное и коллективное раскаяние в грехах. А чего каяться, если не согрешил?

В сущности, предложение пойти и попоститься — это замаскированный упрёк: «Чего ты из себя красну девицу строишь? Ты такой же как все, прах от праха, г… от г… Ишь, машиах…».

А вот прах от праха и так далее — да, но ещё и Бог от Бога. Не может быть? Да, конечно, не может быть. Но вот есть же!

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели). Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем