«Иисус сказал: Тот, кто нашел мир (и) стал богатым, пусть откажется от мира!» (евангелие Фомы, 110).
Изречение перекликатеся с тремя предшествующими:
«Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп — мир недостоин его» (евангелие Фомы, 56).
«Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел тело, но тот, кто нашел тело, — мир недостоин его» (евангелие Фомы, 80).
«Иисус сказал: Тот, кто сделался богатым, пусть царствует, и тот, у кого сила, пусть откажется» (евангелие Фомы, 81).
Во всех четырёх случаях тут ровно тот же ораторский приём, что у Марка:
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк 8:34-36).
Марк подразумевает, что душу можно беречь ради «мира» («космоса»), а можно беречь «ради Евангелия». Просто «ради мира» опущено.
В популярном мультфильме кот и собака обсуждают, где взять деньги на приобретение коровы. Собака предлагает продать что-нибудь ненужное, на что кот отвечает: «Чтобы продать что-то ненужное, нужно сперва купить что-то ненужное».
Не может отречься от богатства нищий. Поэтому блаженны не всякие нищие, а нищие духом. Лиса может отречься от винограда и отрекается: «Зелен!», только цена этому отречению грош. Как грош цена самоотречению, когда «сам» ещё не имеет места быть, когда человек то самое, что нельзя произносить — «рака», «пустота» о двух ногах. Это не означает, что лишь алкоголики могут стать настоящими трезвенниками, но рождаемся все мы не трезвенниками, а никем — и для второго рождения, рождения в Духе, надо стать кем-то. Поэтому крестить младенцев можно, но надо не удивляться, а одобрительно радоваться, если это крещение никакого толку не имеет и человек всё равно проходит всю сложную беременность Богом и роды. Бывает ведь, что человек дважды вроде бы родился, а всё равно в зачаточном состоянии, а то и просто отсутствует.