«Яков

Оглавление

Где центр центральной нервной системы?

«Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ио 5:14).

Расслабленность это болезнь центральной нервной системы. Мощные мускулы в порядке, а где-то в глубине что-то неладно с крохотными нервными клетками, и человек еле ползает. Постепенно атрофируется всё, но первоисточник в глубине. Когда мы воздыхаем и говорим: «Господи, исцели мою душу, всяческими грехами парализованную!» — мы о чём говорим? Чем недовольны? Куда мы нацелились и никак не можем успеть? На что надеемся и опаздываем так, что наша надежда сбывается для другого?

На любовь, конечно. Радость, счастье, удовольствие, — не финишные точки для человека. Для животного, пожалуй, но для человека это стартовые точки, отправные. Человек начинается там, где заканчивается животное.

Любовь — и поэтому центр нашей человеческой нервной системы в другом человеке. Хочется сказать «в Боге», а всё-таки именно Бог так создал, что не в Нём, а в другом человеке для нас тот импульс, который побуждает нас жить. Исчезнут люди, исчезнем и мы, останется животное, бегающее по планете. Это не означает, что я всего лишь производное от других, это означает, что и я для других центр, как и они для меня.

Вот почему Бог дарит нам воскресение. Если мы не навсегда, то мы никогда. Не для себя воскресение, для другого, для всех — и воскресение всех есть условие моего воскресение. А начинается с воскресения Иисуса — центра нашей нервной системы. Он исцелил расслабленного, идя на Голгофу, так же Он исцеляет и нас — не тем, что помогает нам броситься с головой в очередной омут, а тем, что показывает нам Свой путь.

Вера открывает нам не существование Бога, а центральность Бога для нашей жизни, центральность каждого образа и подобия Божьего.

Тут и ответ на то, почему вера не есть нечто внутри нас. Она и внутри, но она рвётся наружу, она для этого и дана. Путь этой веры мало предсказуем, потому что это вера не в себя, а в Христа, который мимоходом сказал нам «Иди!» Куда идти? Что делать? Сын Божий не уточнил. Он же Центр, а мы периферия. Он был рад сказать, да мы не поймём. Но главное — Он нам доверяет. Не диктует каждый шаг. Импульс — да. Сопровождение — да. А так — сам, всё сам, в этом весь смысл исцеления, что не позвоночник решает, куда идти, а я решаю. Это шпионам центр диктует каждый шаг, а мы не шпионы; это зло каждое движение хочет контролировать, а наш Центр — прямо наоборот, в этом и смысл творения человека — чтобы свободы стало больше. Бог взял обезьяну и сказал — да будет это Моё подобие, Мой образ — и обезьяна стала человеком, а Бог — центром человека. «Моё подобие» — акцент не на «моё», как мы произносим в своём эгоизма: «моё», значит шаг вправо, шаг влево считается побегом. Божье «моё» это «это продолжение Моей свободы».

Старинное сравнение Церкви с Телом Божьим говорит лишь о том, что исцеление от паралича в каждом верующем проявляется по-разному, потому что это исцеление от несвободы. Да, Иисус входит Своим Телом, Своей Жизнью в наше тело и в нашу жизнь, но не вытесняет её, а прямо наоборот — выпускает нас на простор. Не только нашу душу, но и наше тело, обязательно наше тело, потому что душа помимо тела — как центр без круга. Принимая Жизнь — Тело и Кровь — Спасителя — мы принимаем свой Центр, и благодарим, и не всегда с уверенностью, но всегда с верой говорим: я жил в провинции, а теперь я — центр, и дай мне, Боже, быть Твоим центром в этом мире.

[По проповеди 23 мая 2021 года в воскресенье о расслабленном]

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.

Фотограф Яков Кротов