7 января 1968 года, за три месяца до своего убийства, Мартин Лютер Кинг говорил проповедь в Мемфисе. Он организовывал тогда марш на Вашингтон — не против расизма, а против бедности. К тому времени уже было очевидно, что президент Джонсон направил на войну во Вьетнаме деньги, которые мог бы направить на войну с нищетой, им же объявленную.
Кинга многие сторонники критиковали за протест против войны. Мол, либо — либо. А тут прибавилась ещё тема бедности — ну, коммунист же!
Кинг ответил евангельской притчей о богаче и Лазаре. Точнее, он говорил о Дайвесе и Лазаре, потому что в западной традиции уже с IV века латинское слово «дивес» в переводе притче стали понимать как имя собственное. Тогда же богачу присвоили имя «Ниневиец» — со смыслом как сегодня «Москаль», «Москвич», — неприятный и заносчивый гламурщик. Я в переводе вставляю привычное «богач».
«Ничто в притче не утверждает, что богач отправился в ад из-за богатства. Иисус никогда не осуждал богатство вообще. … Он говорил не о миллионере в аду и бедняке в раю, а о миллионере в аду и мультимиллионере в раю.
Богач отправился в ад не потому, что он был богат. Его богатство давало ему возможность перебросить мост через пропасть, отделявшую его от его брата Лазаря.
Богач отправился в ад, потому что он позволил Лазарю стать невидимым.
Богач отправился в ад, потому что позволил средствам для жизни стать целью жизни.
Богач отправился в ад, потому что сознательно уклонился от участия в войне с бедностью».
Последнее — ещё и косвенная защита тех, кто садился в тюрьму, но не шёл воевать с вьетнамцами. Кстати, из-за выступлений против этой войны друга Кинга доктора Спока продажи знаменитой книги Спока упали вдвое. По сей день большинство американцев видят величие Америки в силе, а не в солидарности.
«Я пришёл сюда сказать, что и Америка отправится в ад, если не использует своё богатство».
Америка в ад не отправилась, к счастью, но не потому, что одумалась, а потому что нет её, Америки, как нет России, Китая и прочих «стран». Есть люди. Иисус обращался к людям, не к странам, и обещал им не величие, а вечность. Это не означает, что Иисус был против «социального государства». Да пожалуйста! Милости просим! Буквально просим милости! Милостивое такое, милое жирное социальное государство — одно на всю планету и для всего человечества. Что, тогда предприниматели перестанут предпринимать? Ну да, а если Моцарта покормить, он перестанет писать музыку? Слушайте, ну вот обидно за Моцарта!