Теизм говорит, что для полного объяснения мира надо признать существование «верховного Разума», «первоначала» и т.п. Нет «случайностей», мир полон указаний на нечто, что создало мир.
Отец Александр Мень приводил в пример Робинзона, который наткнулся на отпечаток ноги и понял, что живёт на обитаемом острове.
Только вот беда: отпечаток разных ног очень много, и некоторые почитаются православными суеверами как «стопа Богоматери» (а в античности почитались как стопочки то Геракла, то Аполлона). И это вовсе не отпечатки ног. Совпадения!
За последние двести лет резко поменялись рациональные доводы в пользу бытия Божия. В течение Средних веков Бога доказывали, указывая на закономерности в мире, на гармонию, а стали доказывать, указывая на нарушения закономерностей, на случайности.
Бог же как был, так и остаётся Богом недоказуемым. Не Бог философов, как сказал Паскаль. Не Бог теистов. Бог Авраама. Не Бог на кончике пера, результат расчётов, а Бог — пламя, пожирающее все бумажки с расчётами.
Недоказуемость Бога абсолютна, грандиозна. Она уступает лишь Откровению Божию. Бог не доказывает Себя, Бог являет себя.
Бог являет Себя не миру, не человечеству, а человеку. Одному и каждому.
Бог являет себя в случайностях и в закономерностях. В красоте природы и в природных катастрофах. В рождении и в смерти. В здоровье и в болезни, в богатстве и в бедности. Как, когда, где именно — решает Бог, а не человеческие расчёты, и решения Божьи всегда неожиданны, даже когда они предсказуемы.
Теист не просто не союзник верующего — теист убивает Бога. Теисту не нужен Дух Святой, не говоря уже о Распятом и Воскресшем Христе. Теисту не нужно спасение. Теисту нужен смысл, теисту нужно объяснение. Смысл этого мира, объяснение этой жизни. А что тут объяснять? Тут жить надо. Любить. Любовь необъяснима, человечность бессмысленна. Бог не объясняет, Бог спасает, животворит, вдохновляет.
Объяснения — путешествие к истокам, вера — путешествие по морю, по океану, у которого нет истоков. Объяснения и смысл конечны, вера — и Бог, и человек — бесконечны. Поэтому вера может обойтись без объяснений, хотя, если она их находит, то радуется. Теист без них не может. Вера может обойтись без смысла, как может обойтись без денег, хотя смысл, как и деньги, вере не помеха, очень даже не помеха. Вера не порождается смыслом, вера порождает смысл. Смысл без веры — как спички у девочки, замерзающей у витрины. Иногда надо отбросить спички, чтобы среди замерзающего мрака жарко вспыхнул Бог и — нет, не согрел, а спалил, сжёг, и — воскресил. Человек не птица-феникс, который сгорал раз в тысячу лет, человеку нужно сгорать тысячу раз в день.