«Яков

Оглавление

Бог в истории? История в Боге!

Религии делят иногда на исторические и неисторические. Для иудаизма/христианства история важна, имеет значение, в ней проявляется воля Божия. Ислам, индуизм и так далее к истории равнодушны. А ещё есть «манихейское», «гностическое» отношение к истории: отрицательное. История у гностиков и манихеев это плоть, тяжесть, обуза, мешающая человеку на пути к Богу.

Своя правда в этом есть: и Ветхий Завет, и Новый описывают откровение огарочные в истории.

Только Бог действует в истории, чтобы покончить с историей. История началась в момент грехопадения и закончится в момент пришествия Бога во славе. В раю истории не будет. История есть история болезни, болезни самой страшной — греха, гордыни, ухода от Бога.

Так, да не совсем так.

Иисус не приходит в историю, Иисус творит историю. И каждый человек призван творить историю.

История не есть природное явление, история есть явление человека в природе.

Человек живёт не в истории, человек живёт в безобразии. Безобразие с ударением и на третий слог, и на второй. Человек живёт в хаосе, в выгребной яме — которую он лично и творит, пополняет.

Человек грешит. Грех и история несовместимы. История преступлений, история мещанства, история эгоизма, — это всё псевдо-история, имитация истории.

А мы-то ходим гоголями. Гуси-гуси! — Га-га! Мы Рим спасли. — Ну, спасли, а на фига? Маленький город — маленькая история болезни, великий город — история великой болезни.

Встряхнуть головой и почувствовать Екклесиаста: нету истории! Даже хуже — она как бы есть. Эта кажимость подделки мешает стремиться в историю настоящую. Можно всю жизнь прожить в уверенности, что всё было в порядке, в норме.

Считать историю, какой мы её знаем и делаем, нормой — как считать пребывание в смирительной рубашке олимпийским видом спорта, а близорукость или хромоту — нормой для организма.

Бог не действует в истории. Бог внедряет историю туда, где её нет. Как раковая опухоль в организме, только наоборот: там, где Бог и человек вступают в общение, там в фальшивой истории появляется пятнышко истории подлинной. Не какой-то особо «духовной», возвышенной, интеллектуально озарённый, а просто истории, со страстью и силой, с мясом и кровью — не с кровопролитием, а с кровью, Божья разница! Это кровь Сына Божьего, это может быть и наша кровь, наша жизнь — если мы почувствуем вкус к вечной жизни и к вечной истории, к той истории, которая началась в Раю и в раю продолжается, пока мы тут копошимся, и ожидает нас.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем