«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето» (Мк. 13, 28).
Как же мы не знаем времени, когда придёт Спаситель, когда Он сам перечислил все признаки? Только Спаситель перечисляет признаки начала, а нам ведь страстно хочется, чтобы «всё это» кончилось, а вот чтобы всё началось — это надо подумать… Нам хочется пожить в зазоре между «всё дурное кончилось» и «всё святое началось». Уютное такое междоместие. Многие люди не живут, потому что заняты поиском признаков того, что смоковница уже дозрела, колосья побелели… Они вглядываются в небо, а разгадка под ногами. Они ищут Отца, а Отец — в Сыне, Сын — в Духе, а в Дух — в людях.
Самое страшное в мире не признаки его конца, а признаки его бесконечности. Ничто никогда не меняется. Если мы говорим о мире человеческом, а он только и важен. Какими рождаются люди, такими и сходят в могилу. Рабство и свобода, ненависть и любовь — отдельные разночтения есть, но текст в целом неизменен. Суета сует и ничего нет нового под солнцем до тошноты!
Зачем креститься, молиться, ходить в церковь, если ничего не меняется, за окном всё равно царство кесаря, в душе и того хуже?
Не меняется — к счастью, а то бы уже давно человечество исчезло с лица Земли. Поубивали бы мы друг друга, а так Бог поддерживает наше существование. Не меняется внешне — чтобы внутреннее не зависело от внешнего, чтобы мы знали, что не среда определяет сознание, а совесть, свобода, благодать, творчество, — всё изнутри. Меняется Дух Божий. Он один и тот же благодаря тому, что Он дышит, Он то сильнее, то слабее, то в Себя втягивает нас, то выдувает нас вовне. Он дышит в нас, и тогда начинаем меняться мы, незаметно для нас, чтобы мы ещё больше не гордились.
На поверхности мы ветшаем, выцветаем, слабеем. На поверхности распад, дряхление. Внутри Бог собирает разбросанных по всей земли, сшивает разорванное, залатывает дыры. Дух Святой снуёт между людей, ткёт огромный разноцветный ковёр, которого мы не видим, потому что мы его часть, но в котором мы можем быть, а можем и оторваться, если решим, что всё кончено. Ничто никогда не кончается, Бог всё пропитывает бесконечностью. Кончается только зло, конечен только грех, только ненависть это тупик и разрыв нитей. Но Бог соединит порвавшееся — лишь бы мы не мешали, соединяясь не с тем, с кем надо, и отдаляясь от тех, кого Бог определил нам в спутники.
Не мешать Богу, пытаясь понять то, что нужно любить, и пытаясь любить то, что всего лишь нужно понять. Помогать Богу, когда Он даёт нам и понимать, и любить, что очень трудно, если неспособен прощать и ленишься творить. Дух Божий учит нас, когда делать добро, когда делать свободу, когда помочь, когда отойти в сторону, а когда приползти, чтобы принять от другого добро, свободу, любовь, принять с благодарностью. Потому что люди делают добро, люди любят, люди освобождают — и это те перемены, которые возвещают не конец, а начала Царства Божия. Оно приходит неприметным образом и уже пришло.
Ещё царство мрака не кончилось, а царство света уже началось, и за это наша вечная благодарность и обещание Богу жить не по нашему безволию, а по Его воле, чтобы наши сердца из железных стали мягкими, как ветви весенней смоковницы и прикосновения Духа Святого.
[По проповеди 19 февраля 2003 года]