«Яков

Оглавление

Послание к римлянам. Повиновение властям как сопротивление злу силой добра

Послания римлянам не существует. Во всяком случае, в тексте послания нет слова «римлянам». Там сказано «находящимся в Риме», «усин эн Ромэ».

Тем не менее, обозначение текста как послания римлянам появилось уже в древности, только оно не такое простое. Дело в том, что «римлянин» — слово, принципиально отличавшееся от «иерусалимлянин», «филиппиец», «афинянин». «Римлянин», «ромейос» — это ближе к современному «итальянец».

В Деяниях апостолов Павел на суде называет себя «ромейос» — и это переводено на русский как «римский гражданин». Но там нет слова «гражданин»! Ни разу нет! Хотя по смыслу — да, аналог сегодняшнему «гражданин США». Не всякий американец гражданин именно США. Выходит довольно забавно: Павел находится в столице Македонии Филиппах, у него конфликт с местными иудеями — и он сам иудей, и на суде сперва рассчитывает, что судья («римлянин») не будет вмешиваться в религиозный спор между иудеями, но когда судья вмешивается — объявляет себя «римлянином». На полном основании: он родился в городе, всем жителям которого «римство» было даровано за помощь на войне. А вот судья себе «римство» купил.

Евангелист, описывая заговор против Иисуса, вкладывает в уста «первосвященников и фарисеев» слова:

«Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне [ромайой] и овладеют и местом нашим и народом» (Ин 11:48).

Встают два вопросы: а что, разве в момент произнесения этих слов Израиль не был во власти «римлян»?

Встаёт и более важный вопрос: а это написано когда? Вроде бы все согласны в том, что евангелие от Иоанна написано позже всех остальных и уж точно после карательной экспедиции римлян против Израиля, завершившейся уничтожением Храма в 70 году. Эти слова читались людьми, которые знали, что римляне таки пришли, таки овладели — несмотря на то, что Иисуса распяли.

Более того, в таком виде это довольная мрачный сарказм: вы убили Спасителя, чтобы гарантировать безопасность, стабильность, порядок, а в итоге вы как раз и взорвали ситуацию.

Так что с «посланием римлянам» всё может быть намного сложнее. «Рим» тут вообще может быть метафорой, как метафорой был в те времена «Вавилон». Символ абсолютной власти. Деяния апостолов подробно описывают жизнь Павла до его приезда в Рим — и вот же незадача, там ни слова про то, что Павел писал в Рим какое-то послание. Впрочем, в Деяниях вообще ни слова о посланиях Павла. Более того, Деяния ни единым словом не говорят, что Павел ехал в Рим по дороге в Испанию — а именно эти намерения декларирует автор «послания римлянам».

Деяния чётко сообщают, что Павел отправился в Рим не по своей воле, но как арестант, и однозначно заявляют, что римские иудеи встретили Павла довольно враждебно. О том, что в Риме были верующие не только из иудеев, но и из греков, Деяния не говорят ничего.

Так что вполне возможно, что «находящиеся в Риме» — это метафора. Все жители «пакс Романа», римской империи, в очень определённом смысле «находились в Риме» (не будучи его гражданами, «римлянами»). «Рим» тут — синоним «мира, лежащего во зле». «Послание к находящимся в Риме» — послание всем, живущим в империи зла.

В любом случае, призыв апостола Павла повиноваться властям полезно сопоставить с призывом убить Иисуса, чтобы «римляне» не напали. На самом деле, главной угрозой стабильности в Израиле были ни глупые низы, а шибко умная элита. Смарт-элита, как сказал бы Трамп, публично объявивший себя самым умным («и нтеллиджент») человеком в мире. Умная и жадная, «нео-либералы» — впрочем, в смысле жадности элита и сейчас едина. Элита, которая душила работяг, строила огромные дворцы, высасывая из людей деньги, и довела до того, что заглушку сорвало. Бунт, резня, и — да, пришли «римляне» и закатали в асфальт всех без разбору.

В этих условиях призыв повиноваться властям — это призыв не к холуйству. Холуями были как Ироды от Великого до ничтожных, первосвященники и саддукеи. Повиновение властям — это призыв к ненасильственному сопротивлению, к сопротивлению злу добром, к сопротивлению ржавчине — добычей золота.

Забавно, что именно в России так возмущаются призывом Рим. повиноваться властям. И чаще возмущаются в современной России, чем в XIX веке. Это возмущение из того же ряда, что возмущение европейцами и американцами: как это они могут позвонить в полицию, что сосед мусор на улице разбросал? Доносчики проклятые! Власть в России — враг! Потому что это власть военная, а русские — солдаты. Солдат относится к генералам не так, как свободный человек — к свободно избранной власти. Солдат относится к своим начальникам как к опасным, смертельно опасным людям. Ведь обычная власть защищает жизнь своих подданых, а военная власть имеет цель посылать солдат на смерть (ну, и убивать, но это не так пугает, как возможность самому погибнуть). Конечно, такую власть нельзя любить и при любой возможности надо от этой власти прятаться, распоряжений её не выполнять, в общем, «косить», как завещал личный балбес короля и кайзера Йозеф Швейк. Так Швейк — это дерзертирство, сопротивление злу бессилием. А христианин — немножечко другое.

См.: Власть - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем

Яков Кротов сфотографировал в Риме в 2017 году