«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк 12:15)
Синагога, в которой проповедовал Спаситель, была маленькая, крошечная. Тогда вообще всё было маленькое. Поэтому так впечатлял храм в Иерусалиме или в Эфесе — по контрасту.
У каждого человека есть святая святых. Место в душе, в сердце, где хранятся лучшие воспоминание, память об идеалах. К сожалению, этот запас часто неприкосновенный, а мы должны к нему прикасаться ежедневно, проветривать его и себя, чтобы не сгнили и не забыли.
Среди этих воспоминаний детские, может быть, главные. Хорошо, если это хорошие, святые воспоминания: мы шли домой и нас ждали с теплом и любовью. Но мы задумывались, а что было на сердце у тех, кто нас ждал? У матери, у бабушки, у отца и деда?
По-разному, конечно, но ведь туда было хорошо идти, где нас ждали, как счастья. Там было нам светло, где в нас видели свет. Зарплаты маленькие, муж угрюмый, свекровь злая, кран протекает… И тут появляется ребёнок, и он наша мечта и наша надежда, и он наше утешение. Если, конечно, мы не злобное существо, которому и родной ребёнок враг. Но о таком существе никто тепло и не вспоминает.
У человека есть внутренняя святая святых, а есть и внешняя. Наши дети наша святая святых. Смысл жизни на аутсорсинге. Поэтому так тяжело иногда с ними, они-то считают себя автономными.
Мы украшаем и защищаем своё святая святых, но ведь наше сердце создано не для того, чтобы его бронировать и защищать, а чтобы им жить. Как человек рождён, чтобы войти в Святая Святых, так святая святых в нас, чтобы ввести в него другого человека. Вот почему нельзя ненавидеть: уничтожая, оскверняя Святая святых в другом, мы и свою Святая святых оскверняем. Они сообщающиеся сосуды. Не разорять, а спасать. Но чтобы спасать, надо увидеть, а что там, собственно, происходит, что спасать, от чего спасать. Иисус сравнил человека с ослом — ослу в субботу дают пить? Значит, человеку в субботу можно дать здоровье? Хорошо Христу — исцелениями занимался… А если понедельник, а не суббота, и не синагога, а учреждение, и у нас не просят исцеления, а изводят нас занудными замечаниям — что нужно дать другому, окружающим? Чем поить? Что лечить? Как любить? Мы не видим.
Понедельник начинается в воскресенье — если в воскресенье мы пришли в храм, отдёрнули завесу, которая защищает наше сердце, вошли в мир Божий, вошли в Гефсиманский сад, прикоснулись ко кресту, были допущены в Святая Святых, где Сын Божий просит помнить и просит соединиться с Его жизнью и Его страданиями.
Тогда мы приготовимся к понедельнику — к тому приготовимся, что мы не готовы и не можем приготовиться, что можем лишь Бога пригласить в свою Святая Святых, что не я, а Бог подсказал, вдохновил, устроил. Иначе наши самые лучшие побуждения обернутся неуклюжей попыткой «выстроить отношения». Не наша любовь нужна, а Божья любовь и Божий ум. Причаститься жизни Божией, чтобы Бог имел часть в нашей жизни и делал ею такой, чтобы мы другим людям могли дать частичку жизни и соединить наши алтари в Боге.