По статье Элизабет Шредер и Джоан Тейлор (университет Дьюка и лондонский Кингз Колледж), 2021 год, нашумела в узких кругах. Ссылка в комменте.
«Магдала» на арамейском «башня». Как «бет» это «дом», «бет лехем» — «дом хлеба». Населенный пункт сравнивается с домом или с укрепленным домом — башней. Талмуд говорит о галилейском городе Тарихея как о Мигдал Нуния — «Башня рыбы» или о Мигал Цебая — «башня умирающих». Но в античность таких названий не знали, Талмуд тут недостоверен. То есть, поселения с такими названиями были, но не в Галилее (были Мигдал Эдер, Мигдал Сенна, Мигдал Гад).
Кстати, «Мигдал» — это иврит Мишны, а на арамейском именно «Магдала».
Тонкость в том, что Лука не говорит «Мария из Магдалы», а говорит «Мария, которую называют Магдалена».
Ориген писал, что «Магдала» означает «Величественная». Он явно полагал, что это арамейский префикс «мем» плюс «великий» (הָ ל ִ דְּ גַ מ).
Оно и по гречески хорошо выходило: Магдала или «Мегализмос».
Спустя сто лет Евсевий Кесарийский перечислял несколько городов со словом «Магдала» в названии, но вот именно Магдалы у Галилейского озера он решительно не знал.
Важно, что Ориген жил в Кесарии, географию Палестины отлично знал, если бы он слыхал о городе Магдала, то упомянул о нём, как он упоминал Гадару и пр.
Более того: в древнейших (до VI века) рукописях Евангелия в Мф 15:39 читается не «Магдала», а «Магадан». Иногда «магдан», иногда «магедам». Синодальный перевод дает «пределы Магдалинские», но в критических изданиях Евангелия теперь пишут «Магадан». Возможно, изменение связано со складыванием традиции паломничества: нашли место, которое могло быть родиной Марии Магдалины. У диакона Феодосия Магдала — это Тивериада.
Тем не менее, в VIII веке сирийский епископ Ишодад Мервский объяснял, что «Магдалина» — это потому, что Мария построила себе башню на деньги от проституции, поэтому её прозвали Магдалина.
Не следует ли предположить, что Марию прозвали «Башней» — то есть, «Великой» — потому что она была значимой фигурой для первых верующих в Воскресение Христа? Ведь в Мк 14:9 Иисус говорит о Марии, помазавшей Ему ноги и тем «приготовившей к погребению», что она прославится во всём мире. Такое предположение позволяет выстроить серию — вот Иисус даёт меткое прозвище Симону, вот Его последователи дают прозвище Марии.