Изображение Христа со сферой, идущее от античных изображений Зевса со сферой же, тянулась веками. Расцвела она в XVI веке, а вершинами можно считать Эль Греко и (несколько сомнительного по подлинности) «Спасителя мира» Леонардо. Видимо, географические открытия, совершенно новый, детализированный взгляд на родную планету, заставили по-новому понимать и выражения «вседержитель», «спаситель мира». Сфера стала символом не столько космоса, сколько именно Земли. Правда, у гениев внутри сферы ничего особо не нарисовано, а вот голландские художники рисовали там невероятной красоты пейзажи и космические просторы, очень детально.
Может быть, поэтому именно голландский анонимный художник в 1567 году изобразил полный антипод такой сферы (картина 47,5 на 33,5, в галерее Саломон Лилиан в Маастрихте). Иисус держит сферу в ладони — тут сфера самым невозможным образом покоится на ступне.
Заметим, что тут речь не идёт об императорском «яблоке», «державе». Это отсылка именно ко Христу, а не к кесарю. В сфере изображены медведь, собака, свинья, осел, козёл, павлин, лягушка. Павлин — символ Гордыни, собака — Зависть, медведь — Гнев, свинья — Обжорство, осёл — Уныние, лягушка — Жадность, козёл — Похоть.
Подпись: «De Werelt is op eenen goeden voet gestelt / Maer daer is noch eene exterooge die haer quelt», то есть «Мир покоится на ступне, но что-то ему всё время мешает».
Подпись мягче изображения. «Что-то» заставляет вспомнить шутку о римлянине, который в ответ на вопрос о том, почему он разводится с женой, показал на свою ступню и ответил: «Красивая обувь, да? Но я чувствую в ней гвоздь, а посторонние нет».
Конечно, семь смертных грехов – это не такие уж незаметные для окружающих гвоздики. Большой вопрос, кому они больше мешают. Самое интересное, впрочем, имел ли в виду художник игру в мяч: ведь если Бог покоит мир в Своей руке, то этим шаром, словно мячом, может играть совсем другое явление.