Нил Годфри — австралиец, очень много пишет антиклерикального, хорошо начитан, онажды поставил вопрос, который отлично показывает, почему его историки-новозаветники не пускают в свой круг (его это очень злит). Вопрос простой, его часто задают: почему евангелия написаны так поздно, через 40 лет после Распятия? Вот Саббатай Цви — XVII век, тоже не шибко грамотная эпоха, а как хорошо этот претендент на машиахство задокументирован!
На самом деле, XVII век, да ещё в Западной Европе и Средиземноморье, это уже Модерн, это типографии, это университеты, это во много раз более коммуникационно развитой феномен, чем Римская империя.
Дело, однако, в другом. Зачем сравнивать Иисуса с тем, что было через 17 столетий? Надо сравнивать с Его современниками. Когда была написана биография великого Гамалиила? Через год после его кончины? Через сорок лет? Через век? Слушайте сюда: ни-ког-да! От всех иудейских мыслителей I века остались жалкие обрывки — тут афоризм, там анекдот, в общем, примерно то же, что евангелие Фомы., только меньше и в более искажённом виде
Когда была написана биография Филона Александрийского? Сенеки? Ни-ког-да! Биография Понтия? Биография Пилата? Нет ни единой биографии ни единого из потомков Ирода Великого, да и сам Ирод — всего лишь персонаж из хроники Иосифа Флавия. А когда была написана биография Иосифа Флавия? Опять никогда! Аполлоний Тианский получил биографа через 3 (прописью: три) века после своей смерти.
В конце концов, что уж мелочиться. Император Тиберий. О нём мы узнаём из Тацита, писавшего через 60 лет, из Светония, писавшего через 70 лет после того, как Тиберий отмучался.
Это не означает, что Иисус реально жил, тем более, что Он воскрес. Это означает, что существование четырёх Его биографий, написанных через 40-70 лет после Распятия — это как раз показатель отличный, первоклассный. Это спасибо тем верующим, которые взяли на себя труд — могли бы и не брать. Проявили высокую сознательность.