«Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед» (Мк 1:6).
Налицо разночтение: Марк пишет «и ел акриды», Матфей «а пищею его были акриды». Возможно, тут смысловая разница: Матфей хочет сказать, что Иоанн ел только акриды. Это, мягко говоря, не очень очень питательно.
Любопытнее другое: одежда из верблюжьего волоса и кожаный пояс - это описание пророка Илии в рассказе о царе Охозии. Любопытно это, потому что евреи верили, что Илия вернётся на землю перед пришествием Мессии, что и в Евангелии отразилось: Иисус сравнил Иоанна с Илией.
Причём, описание одежды Илии явно было очень важным, символичным для автора древнего повествования. Там ведь сюжет такой: что царь Охозия заболел и послал к жрецам Ваала узнать, выздоровеет ли он. Но на дороге посланников встречает Илия (посланный Богом) и говорит, что Охозия умрёт, потому что ставит Ваала выше Яхве. Кстати, в рассказе ангел Божий и посланники царя обозначены одним словом, «малак» - а «царь» это «мелек», так что налицо приятное созвучие. Малак небесного Мелека против малаков земного мелека.
Напуганные придворные возвращаются к Охозии, который спрашивает их, как выглядел встретившийся на дороге человек, и по словам «в одежде из волос и кожаный пояс» уверенно опознаёт Илию.
Правда, в книге Царств не вполне ясно, о каких волосах идёт речь, так что некоторые толкователи полагали, что Илия был назорей (Прото-монах) и не стригся. Но пояс это пояс.
Марк Твен едко высмеял рассказ о том, как Илия уничтожил жрецов Ваала - видимо, сатирик не читал Библии, только её пересказы, а то бы и этот рассказ высмеял. Ведь Охозия посылает арестовать Илию целую роту - и по молитвам Илии эту роту истребляет небесный огонь. Посылает вторую - опять испепеляет. Посылает третью - и тут уже офицер успевает упасть на колени перед пророком и попросить пощады. Илия смягчился, пошёл и поучаствовал в похоронах Охозии.
Пояс вообще в мужском гардеробе древности был столь же тяжело нагружен символикой как сегодня автомобиль. Из-за спора о великокняжеском поясе разгорелась междоусобная война в России начала XV века. Пояс символизировал власть, волю (а снять пояс - расслабиться). Более того: у первосвященника пояс символизировал Левиафана - морского змея, который опоясывает всю землю. Тут уже эхо угаритского мифа о победе Баала над Левиафаном:
«Хотя ты [Баал] победил Лотана, исчезнувшего змея, уничтожил извивавшегося змея, тирана с семью головами, ты был неприкрыт, небо развязалось подобно поясу на твоей одежде» (цит. по Орлов, 2018, 124).
Пояс первосвященника - или пояс Илии - оказывается подобием неба, пояса Ягве.
Так что упоминание волос и пояса - понятная еврейскому читателю шифровка: Предтеча сравнивается с Илиёй и с первосвященником, Ирод - с Охозией, и это первый намёк на то, что Иисус - Мессия.
Что ж, испелил Бог сотню солдат или всё не так страшно?
У каждого свои признаки грядущего счастья. У древних евреев - кто-то кого-то убьёт, кто-то что-то сожжёт, спалит, погубит. У героини Грина - алые паруса. Правда, алые паруса тоже перекликаются с кровью и огнём, но, конечно, паруса не убивают, а, наоборот, сближают. То-то Иисуса назвали Женихом! И если небо – пояс Божий, то в евангелии этот пояс развязывается дважды: при крещении Иисуса (Мк 1:10) и при решающем допросе, когда Иисус говорит, что скоро разверзнутся небеса – и первосвященник разрывает на себе одежду в знак возмущения (Мк 14:62-63).