Зачем Закхея понесло на дерево? Зачем видеть человека? Человек это содержание, а не форма, да? Внешность обманчива? Обманчива.
Внешность обманывает, но содержание обманывает ничуть не меньше. Даже больше. Внешность не обманывает (как оружие не убивает), обманывает содержание, подправляя свою внешность. Тут и проявляется предусмотрительность Создателя, доверившего Своё подобие не бесплотным ангелам, существам без какой-либо внешности, а двуногим приматам. Чтобы наша лживость умерялась нашей материальностью. Отсюда известный феномен: по письмам, по общению заочному человека оценить трудно.
Нужно развиртуализироваться, сопритюкнуться хоть на минуту, даже меньше, чтобы понять, не ошиблись ли мы в восприятии. Наши глаза - лучший детектор лжи. Конечно, сломать можно и их, и такое бывает, увы… Когда распознавать зло и ложь опасно. Проблема в том, что распознавать правду и святость тоже может быть опасно, даже опаснее. По земным меркам.
В нормальных же обстоятельствах самое, может быть, главное, даже не впечатление от личной встречи, а впечатление от того, чем тебя угощают. Поэтому Заклей стесняется позвать Иисуса на обед - вдруг презрительно фыркнет, он же обрядовый разгильдяй. Поэтому Иисус напрашивается на обед - Он этим показывает Закхею, что тот Ему понравился. Когда Иисус говорит: «Вспоминайте обо мне, когда едите хлеб и пьёте вино» - это Он нас к Себе на обед зазывает. Когда Закхей клянётся раздать обиженным, что должен и ещё сверху, для Закхея это ведь мучение - от себя отрывает. Да что «от себя» - себя раздаёт, словно Шерлок, который решился отрезать от себя кусок.
Блаженны те, кому нечего раздавать, кроме самого себя. Кроме себя, не очень здорового, не очень красивого, не очень доброго. Сколько мы за свою жизнь получили от других, и далеко не всегда по доброй воле других - как возместить, подобно Закхею, с процентами? Христом и возместить. Его добротой, Его Дыханием, Его Жизнью. Принять у Него и передать другим.
Бог приходит к каждому, но каждый ли загорается от Бога? Заклей - загорелся. Бог - Солнце, но нужно подставить под Солнце лупу, сконцентрировать его лучи, чтобы Солнце зажгло бумагу. Закхей не просто подставил себя под Солнце, он своим обещанием сфокусировал Христа и загорелся Огнём Христа.
Закхей был человек: он знал, что такое боль и страдание. Богатство от этого не освобождает. Он мог бы сказать Иисусу: «Я посвящаю Тебе свои страдания и мучения!» Но это же эгоизм. Эгоизм умеет притворяться даже под благодарностью. Эгоизм может построить мемориал, где перечислит всех, кто делал ему, эгоисту, добро. Ты построй мемориал, где укажешь, кому ты сделал добро. Скольких ты спас от геноцида, от нищеты, от болезни. Тем более, что часто ты и есть причина чужих страданий и болезней, ты - должник, ты лишил людей радости, ты их обездолил - верни им их долю, да прибавь из своей, чтобы сойти до их страдания. А свои страдания выкини на помойку.