Заповедь «плодитесь и размножайтесь» дана людям до грехопадения (Быт. 1 28). Она замечательно звучит на древнееврейском: «Пру у рву», замечательно, разумеется, лишь для русского, который привык переть и урывать. Размножение, однако, находится под глубочайшим подозрением, потому что весь (или почти весь) наш жизненный опыт говорит о том, что размножение невозможно без секса, а секс невозможен без страсти, причем страсти античеловеческой, дурманящей, словно уничтожающей все, что делает человека — человеком.
В будущей, вечной жизни не будет размножения, — это почти никогда не выговаривается, но, хуже, это почти всегда подразумевается как нечто само собой разумеющееся. Это ощущение того, что в Царстве Божием не будет ничего из самого любимого нами (семьи, денег, юмора) является, возможно, главной причиной неверия. Верующий христианин словно перепрыгнул барьер, отрекся от любимых занятий, людей, от идеалов, привитых с рождения. Разумеется, не всякий способен к такому самоотречению и даже верующие постоянно указывают, что не они сами перепрыгнули в веру, а благодать им помогла. Благодать-де помогает всю жизнь веровать в то, что в Царстве Божием не будет ни любимых людей. Часть из них отправится в ад за наглое и преднамеренное неверие, а мужья и жены окажутся в состоянии практического развода: хозяйства не будет, которое можно было бы совместно вести, что надо будет делать совместно, будет совместно со всеми людьми сразу, без разбора на мужей и жен, ну, и деторождение, разумеется, прекратится.
«Разумеется» — слово, почти всегда означающее нечто подозрительное и сомнительное, особенно в пределах этого мира, где здравый смысл всегда взнуздан суевериями. Вся шаткость этого суеверия — а вера в то, что в вечной, блаженной жизни не будет жен, не будет размножения есть суеверие, ошибочная вера — обнаруживается, когда под него пытаются подвести цитату из Евангелия. Христос-де сказал, что в Царстве Небесном не женятся и не выходят замуж! Да, Господь это действительно сказал, когда его спросили про женщину, выходившую замуж семь раз: какому из мужей ее отдадут после Воскресения? Вопрос абсурден, потому что вполне возможно, что ни один из семи мужей не был ее суженым, не был ее подлинным мужем, Богом сотворенным главою и половиною. Это все равно, что спросить, на каком языке в Царстве Божием будут кричать «Горько!» и сколько придется платить там священнику за венчание. Разумеется, ни на каком языке не будет в раю «горько», разумеется, не будет на небе венчаний, а будет то, что на земле так редко совмещается с венчанием: совет да любовь, брак в Боге, единство Адама и Евы.
Нехорошо человеку быть одному — это ведь даже не заповедь, а Богом подмеченный факт. Спасение от одиночества — не в толпе, а с женщиной — и это Богом установленный (вместе с созданием женщины) факт. Человек создан как существо и творящее, и рождающее — и это факт. Не ради испытания, не для участия в драме грехопадения, не только для разговора с сатаной и для рождения Христа была сотворена женщина. В раю она останется женщиной, и станет не менее, а более женщиной. Способность рождать была дана не только для того, чтобы появились на свет Каин и Авель, и Господь не кастрирует святых, но делает их девственно чистыми. Всякий, кто в раю — девственник, но это не означает — импотент. Не сексуальное воздержание делает человека девственником, а воздержание от греха. Истинное супружество есть девственность; увы, поэтому истинное супружество почти невозможно на земле. К нему можно лишь приблизиться к нашем грешном мире, и воздержание от сексуальной жизни в супружестве есть лишь один из способов такого приближения (не единственный!). Подлинно девственный брак, брак щедрый на любовь друг к другу, щедрый на потомство, но не ведающий похоти и грязи, возможен лишь в раю и, более того, необходим для того, чтобы рай был раем для людей, какими они описаны в первой главе Бытия и какими мы все себя, в сущности, ощущаем.
Господь сказал, согласно одному из изречений, не внесенных в Библию, но считающемуся подлинным, что в Царстве Небесном не будет мужского и женского — но каждый может спросить Иисуса хоть сейчас, и получить в Духе Святом ответ через свой здравый смысл: исчезнет не вообще мужское и женское, сотворенное не случайно, а исчезнет их противопоставление, они объединятся так, как и хотел с самого начала Бог, чтобы соединен был мужчина с женщиной: в одно существо. Понять и почувствовать, каково быть одним существом, нам на земле дано лишь отчасти и несовершенно — во влюбленности или в любви.
Мы на земле привыкли делить любовь к женщине (или мужчине) на две взаимоисключающие сферы: законная любовь и незаконная, брак и прелюбодеяние, добродетель — и грех. Вот это противопоставление точно не переживет Страшного суда, как не переживает его всякий закон, всякий грех, источающий из себя потребность в законе. Будет в раю размножение — а боли при родах не будет, ведь не роды, а именно страдания при родах определены в наказание за грехопадение (Быт. 3, 16).