«Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф 4:16).
Матфей за уши притянул слова Исайи о том, что из «Галилеи языческой» воссияет освобождение. Тем не менее, слова Исайя значимы. Он ведь хвалил тех, кого не любил. Галилея была нимало не языческой, просто другие евреи там жили. Исайя и Египту с Ассирией предсказывал, что те «будут служить Господу (19:23).
Хвали чужих, чтобы свои боялись.
Бывает и такая любовь к врагам, когда хвалим врага, чтобы друзей на уши поставить.
Франциск Ассизский однажды мечтательно сказал: мол, хорошо, что у нас есть такие храмы, теологи, образа, но лучше всего, что сейчас на нас выплеснули ведро с помоями.
Лучше противный будильник, чем золочёная кладбищенская оградка.
Чем плохо своё добро? Именно тем, что оно своё, для себя и своих.
У нас добро, мы спасены!
Мы спасены, когда мы вылупляемся из своего добра как цыплёнок из яйца!
Было такое красивое яйцо, стала такая ничтожная кучка скорлупы.
И слава Богу! Вот — спасение!
Люди во тьме это ведь и есть люди в яйце эгоизма и отчуждения.
Иисус пришёл — скорлупа треснула и рассыпалась.
Взломщик!
Стало, конечно, не так уютно.
Но Царство Божие родилось.
Почему мы приходим в церковь?
Авраам на том месте, где встретил Бога, насыпал груду камней, нано-дольмен.
Храм — это где камни Авраама превратились в буханки Христовы, и эти буханки — мы.
Мы пришли на хлебозавод, чтобы в нас завелась жизнь Божья. С алтаря — в человека. Это может обернуться куда большими неприятностями, чем ведро помоев на голову. Но лучше с неприятности в Царстве Христовом, чем приятности в царстве земном.