«всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;» (Мк 5:5).
Все дети, говорят, проходят через острое удивление, иногда переходящее в страх: как это — я умру, меня не будет, а всё будет как прежде.
Можно списать это на игры мозга. А можно списывание на мозг списать на игры мозга. Если уж мы себе не верим! Да и что в этом уколе душевном такого невероятного?
Невероятно удивление. Это удивление тому, что есть ничто, и это ничто не вне меня, а внутри. Я и есть ничто, которое лишь на время чем-то заполнено.
Это первый шаг к Богу. Чтобы встретить Создателя всего, нужно ужаснуться потребителю ничего, самому себе.
Внутри нас есть пустота. Бердяев сказал «дырочка в бесконечность», но то Бердяев, а нормально для начала решить, что это чёрная дыра, что это путь в пустоту, в ад. Испугаться. И начать закидывать эту дыру, чтобы не провалиться. Вещами, званиями, детьми, жёнами, мужьями, достижениями. Мы надеемся, что это поможет не провалиться, а ведь это мешает подняться. Может быть и наоборот, как с бесноватым, который сдирал с себя одежду, бежал в пустыню. Собственно, любой бродяга так делает. Завалить пустоту пустотой. Отгородиться от всех и вся, чтобы почувствовать себя собой, а не пузырьком газа. Спаситель уходит в пустыню, но не для того, чтобы отделиться от людей, а чтобы приготовиться к встрече с человечеством, чтобы освободиться от соблазна руководить, от беснования господства. Лучше царём свиней чем человеком среди людей.
Воскресение — исцеление от страха и попытки победить страх господством. Страх говорит: вот я умру, так пусть за мной все будут идти и меня восхвалять, меня оплакивать. Воскресение говорит: не надо мне оплакивали, лучше повеселитесь на поминках, потренируйтесь перед раем.
Люди не для того, чтобы нас оплакивать и нам служить, и не для того, чтобы мы им служили. Люди — чтобы любить. Человечество — чтобы быть человеком.
Быть или не быть — ложный вопрос. Быть с людьми или не быть.
Если при жизни не зацепиться за людей, то что пользы в бессмертии? Все есть, а я никого не люблю — меня нет в любви, и это ад.
Нас очень заботит старение, мы готовимся к дряхлению, к умиранию. Правильно, но ведь и к воскресению с бессмертием надо готовиться. Готовиться к встрече с любимыми, но готовиться и к встрече с нелюбимыми. Готовиться к встрече с теми, кого мы унизили, обобрали, забыли. У ворот рая не архангел и не апостол Пётр, а все наши враги, и каждый должен подписать нам входной лист. Как на богослужении: молимся Богу, принимаем в себя жизнь Сына Божьего, вдыхаем Духа Божия, но только вместе с другими, если подписываем другу согласие на совместное проживание в Царстве Божием.