«И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк 7:44-47).
Когда и что Бог одолжил женщине?
Когда и что Бог одолжил фарисею, хозяину дома?
Не сказано.
Фарисей, между прочим, был богатый. Во всяком случае, не бедный. У него хватило денег на дом с парадным залом, где только и могли расставить ложа для праздничного пира. Не меньше 40 квадратных метров. По тогдашним скудным временам очень много, жили обычно в клетушках.
Фарисей это не должность при государственных деньгах, это не законник-юрист, не сборщик налогов. Может, наследство, но ведь не растратил, а может, и приумножил. Нормальный, обычный человек.
Никто никому ничего не должен, говорят обычные, нормальные люди.
До столкновения с Богом.
Вера открывает мир ненормальный, необычный. Этого мира могло бы не быть. Нормально было бы, если бы ничего не было. Меня не должно быть — обычное дело, триллионов людей нет и нет.
Но мы — мир и я — есть.
Мир создан не для игры. Мир создан не игроком, чтобы развлечься.
Бог создаёт мир, чтобы расширить пространство любви, дружбы, мира.
Так что, мы должники?
Да.
Мы идём по улице и видим банки, банки, склянки, опять банки. Там выдают деньги в долг. Вернуть непременно, а то не пустят заграницу или квартиру отберут.
Бог выдаёт, а назад не требует. Мир выдан навсегда.
Но совесть-то надо иметь? Дарёному коню в зубы не смотрят, но спасибо-то надо сказать подарившему?
К тому же жизнь похожа на деньги тем, что заканчивается. Мы стареем, у нас ослабевают чувства, эмоции.
У способности любить, как и у денег, есть инфляция. Если мы любим эгоистически, если мы любим высокомерно, если мы любим ради выгоды или развлечения, манипуляции.
А жить-то надо! А любить-то хочется!
Вот почему женщина пришла и плакала. Шарик любви вроде и есть, да сдутый, блеклый и не летает. А ведь так хочется на нём в небо.
Любовь похожа на деньги и тем, что её надо тратить, а не в сейфе держать, и тем, что её легко потратить глупо, на что-то ненужное, на что-то призрачное, обманчивое. Неверно вложиться.
Жизнь не для того, чтобы жить и наживаться, а чтобы отменять нашу любовь на любовь другого. И мы всегда будем должники, потому что мы рождаемся — но мы же не заплатили Богу за это? Нас любили, когда мы были всего лишь ручки-ножки и не любили в ответ. Как часто мы были куклами, которых любят, а те в ответ только пластиковой улыбкой улыбаются, а сами холодные и равнодушные.
Ну и кто больше должен Богу? Фарисей, конечно, Иисус это уж по деликатности и снисходя к отупелости фанатика говорит про «ты меньше должен».
Почему фарисей больше должен? Да потому что женщина потратила свой дар любить глупо, во вред самой себе, но всё-таки тратила, а он только закон Божий изучал. Изучал заповедь «люби», а любить не любил. Да лучше ненавидеть, чем так залипнуть в текст, что уже и не поймёшь, человек живёт или сканер жужжит. Женщина хотя бы живая, а фарисей безгрешный, потому что мёртвая душа. Ну да, и стул не грешит, и стол не грешит, а что проку от этой безгрешности.
В конце концов, фарисей согрешил уже тем, что пригласил Бога в гости, а обошёлся с ним как с бомжом. Не поцеловал — по-нашему, не предложил тапочки. Не дал воды ноги умыть — по-нашему, не помог снять пальто. Не полил голову миром — не показал, где туалет. Причём, скорее всего, другим гостям и показал, и дал, и поцеловал. На такие пиры, где возлежали, обычно приглашали десяток человек.
Бога не поцеловал! Что лучше: целовать негодяя за деньги, да хотя бы бесплатно, или не поцеловать Бога? Вот и выходит, что женщина меньше согрешила. Любить за деньги или совершенно бесплатно никого не любить, а только сортировать: вот этот из Иерусалима, его и поцеловать, и тапочки, и полотенце, а этот бродяга из Галилеи, Ему ничего?
Бог не сортирует людей и нам не велит. Бог каждого целует, каждому даёт, что нужно, от Себя отрывает Свой образ и подобие. Бог ждёт этого и от людей: даром получили, и не возвращайте, а передавайте дальше. Бог долгов не собирает, но и тех, кто забывает, что жизнь не для себя, а для всех, Бог не понимает. Не понимает, но и к ним приходит. Не понимает, но и их к Себе зовёт. Не понимает, но предлагает и им понимание Себя, понимание жизни и, совсем уж бонусом, немножечко любви ко всем и ко всему.