«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф 1:1).
«Родословие» абсолютно не означает «генеалогии». Налицо смещение смысла из-за развития культуры.
Точно так же «деяния апостолов» — это не «дела», а «история апостолов». В польском языке почему-то «история» так и осталась «джейе», «деяния», «действия». Впрочем, смысл тот же: не только «дела», но и мысли, чувства, идеалы.
«Родословие» это самая первоначальная форма восприятия истории, мира. Маленькие дети воспринимают себя в мире именно через «родословие»: есть папа с мамой, бабушка с дедушкой. История мамы с папой и меня и есть вся история.
Обычно объясняют, что «родословие» это «происхождение». Как «Происхождение видов» Дарвина. Не вполне так. «Происхождение» означает, что нечто родилось, появилось, сформировалась, а теперь уже существует в какой-то постоянном виде. Эволюция, развитие. «Родословие» не об этом. Оно не о том, что Авраам хуже Давида, что Авраам некоторая предварительная форма Давида. Давид — это и есть Авраам. Не клон, не перевоплощение, а просто Авраам.
Можно назвать это клонированием, можно тиражированием, ксерокопированием, но нельзя назвать это безликостью, тем более, безличностью. «Поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя» (Быт 17:2) не означает работы под копирку. Все люди разные, начиная с близнецов. Ссоры между братьями — и именно из-за несходства характеров — любимая тема Библии. Тем не менее, и самые несхожие братья всё-таки старый добрый Авраам. Это можно сравнивать с человеком, который попадает в машину времени и встречается сам с собой в другом возрасте, помоложе или постарше. Это один и тот же человек в разных обстоятельствах.
«Сын Авраамов» и «сын Давидов» — ясно, что «сын» означает «потомок». Важнее другое: Иисус в каком-то очень точном смысле и есть Авраам, и есть Давид, а ещё, между прочим, Моисей. С современной точки зрения сравнение Иисуса с Авраамом это сравнение разных людей. Метафора, аллегория, уподобление. Для современников Авраама, Моисея, Давида, Иисуса всё сложнее — а отчасти, пожалуй, проще. Всякий еврей есть Авраам. Всякий царь есть Давид. Если не Давид, то и не царь. Если царь, то и Давид.
Не лучший способ описывать Иисуса? Для кого как. Для нас — возможно. С точки зрения Марка и Иоанна — абсолютно не обязательно описывать Иисуса через генеалогию. Матфей сочинил такой вот ход — отлично. Родословие безродного – ведь Бог, на самом деле, не вписывается ни в какие генеалогии и истории. Не нравится? Что ж, описывайте сами, ведь Иисус от каждого сегодня ровно на том же расстоянии, что от Матфея две тысячи лет назад.