«Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем» (Лк. 4:15).
Лука сочиняет. В лучшем смысле слова. Ни слова о призвании апостолов. Крещение Иисуса, искушения в пустыне, возвращение в Назарет.
«Сочиняет» в современном русском языке имеет два несовпадающих значения: писать беллетристику и врать, устно врать.
Письменно или устно — довольно принципиально. Если человек лжёт письменно, это не «сочиняет», это что-то намного хуже. Донос, клевета и т. п.
Устное «сочиняет» - чистое враньё, выдумка. Письменное «сочиняет» может быть и враньём, и правдой, и фантазией. Наивный читатель может верить, что, если автор использовал мемуары, брал их них целые куски, то это ровно то же, что мемуары, абсолютно достоверно. Такой наивности очень много у верующих, к сожалению, но эта наивность не от веры, а от недостаточного умения понимать написанное, понимать сами механизмы сочинительства.
Лука сочиняет. У него первое чудо — не исцеление, а спасение Иисуса от возмущённых односельчан. Спасение после того, как как «все» прославляли. Лука даёт контраст: все восторгаются, только «свои» не восторгаются.
Кажется, тут жители Назарета — символ всех евреев. Всему миру Иисус нравится, а Его собственному народу не нравится, ну вы подумайте.
Если бы евреев! Любой человек, любой нации склонен думать, что он знает того, с кем живёт бок о бок много лет. Видел ребёнком, значит...
А ничегошеньки не «значит». Видел гусеницу? Какая из неё вылетит бабочка?
Это не только про Иисуса. Это и про односельчан. Про всех. Скептическое отношение к другому всегда стоит на скептическом отношении к себе, не говоря уже о других. Люди — не биномы Ньютона, чего тут особенно знать.
Да, люди не биномы Ньютона. Люди намного сложнее. Ньютон бесконечно сложнее собственного бинома. Бином вычисляется, Ньютона не вычислить.
Это не означает, что нужно трепетно относиться ко всякому претенденту в спасители. Нужно потрепетнее к себе, нужно вспомнить о том, что ты гусеница. Это хорошая новость. Вера в Бога есть вера в Творца не только бабочек, но и гусениц. Адам и Ева были бабочки — Бог превратил их (нас) в гусениц, чтобы мы проползли весь путь от гордости до смирения.
А что же Иисус? Да вот такая история, что, превратив Адама и Еву в гусениц, Творец и сам не предпочёл не порхать над нами с проповедями, а приползти к нам гусеницей. Гусеницей, которая никогда не превратится в бабочку, ей это не нужно. Ей нужно, чтобы мы не разозлились — как это, такая же, как мы, а учить нас вздумала, а чтобы мы обрадовались: надо же, такая же, как мы, а какая! Раздавленная, но ожившая и оказавшая совсем не гусеницей. Значит, и мы не только гусеницы, и не надо мечтать быть бабочкой, бери выше! Много выше.