«Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк 10:18).
Тоже юмор, только очень специфический: учительский сарказм. Вообще учитель (как и родители) на сарказм права не имеет. Проявил сарказм, значит, нехороший учитель. Неблагий. Так что Иисус этим вопросом опровергает именно то, что утверждал человек, попросту желавший быть очень вежливым.
Иисус не говорит, что «только Бог хороший учитель». Это может означать, что слова «учитель благий» должны писаться через запятую: «Учитель, благий». Бог благ, но учитель ли Бог? А Иисус — учитель? Его сплошь только так и называли, но сегодня? Кажется, Бог всё-таки не учитель. Поэтому и вопрос о виновности Бога в том, что происходит, ложный. Мы не в классе, нас не учат землетрясениями, глобальным потеплением и войнами. Мы не в школе. Иисус, скорее, как раз одноклассник — может, бывший, мы же всве взрослые люди, н о опыт у нас с Ним схожий.
Только Бог добрый, - это утверждение кажется задиристым. Но Иисус не перепись добряков ведёт. Иисус спорит с тем оптимизмом, который идолопоклонство. Именно здесь — одна из немногих (если не единственная) фальшивая нота в «Мастере и Маргарите».
Мир полон добра. Добра, не зла. Добро лучится в мире, добро выпирает из мира, добро делает материю — материальным миром. Это и к растениям относится, и к животным, и к людям. Только это добро — не мир. Это отблеск Бога. Только отблеск, но Бог таков, что даже слабый отблеск Его сильнее любой силы. «Сильнее» не означает «переселивает», «побеждает», «подчиняет», «руководит». Просто сила. Как гравитация, только тянет не к материальному, и зависит не от квадрата расстояния, а от благодарности за благодать.
Вот почему считать человека добрым — источником добра, носителем добра — означает переносит на творение то, что Божие. Это и есть идолопоклонство, источник ложной надежды, ложного оптимизма, даже ложной любви, ложной веры, ложной надежды.
Лечится — во всяком случае, в том конкретном случае, о котором речь в Евангелии — довольно странно. Раздай имение! То есть, пожалуйста, будь добр. Не «будь добр сделать то-то», а просто «будь добр». Добр как Бог. Бог раздаёт Себя, ты — ну, себя раздать невозможно, так хоть своё добро, честное нажитое непосильным трудом. А?