«А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» (Мк 8:15).
Прелюбопытнейшее разночтение: у Матфея закваска «фарисейская и саддукейская», у Луки только фарисейская.
Лука ещё и добавляет: «закваски фарисейской, которая есть лицемерие».
Ау, Ирод где? Конечно, тут речь не об Ироде Великом, а о его сыне, Антипушке, но тем не менее?
Лука тут, безусловно, обращается к читателям, плохо знающим среду, в которой вырос и проповедовал Иисус. Саддукей исчезли вместе с государством, такова уж судьба людей, для которых религия только одно из измерений власти.
Матфей, наоборот, во всём ориентируется прекрасно, но Ирода, однако, вычеркнул, заменив на саддукеев. То есть, он писал в годы, когда Ирод Антипа уже сошёл со сцены, дал дуба и т.п., а саддукеи вполне ещё давали прикурить. Это не решает вопроса о датировке, такая ситуация была ещё четверть века, потому что Ирод Антипа умер в 39 году.
Впрочем, это совершенно не принципиально. Саддукеи тот же Ирод Антипа, только коллективный.
Принципиально другое: христианство — не маца, не пресный хлеб. Христианство — закваска. Зло работает, не покладая копыт, так следовать за Христом надо не в инвалидной коляске, не на шее у царства кесаря, не на поводке у богачей, а не покладая рук, сердца и ума.