«Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать» (Мк 13:34).
«Дом» это, конечно, Храм Иерусалимский, о котором Иисус говорит в начале этой главы. Храм — сердце Израиля. Нет Бога в Храме, нет Бога и в богоизбранном народе.
У Луки хозяин уходит на брачный пир. На брачный пир — это не в наказание остающимся. Так и притча у Луки в совсем ином контексте: не заботиться о материальном, о временном. Не о том, что временное может взбунтоваться и обрушиться на лоюдей войнами и гибелью.
Так что вариант Марка кажется первоначальным. Более того, дело не только в том, чего у Марка нет (свадьбы), а в том, что у Марка есть: три совершенно разных приказания, три разных групп слуг, остающихся на время отсутствия Бога. У Луки всем слугам приказано одно: отворить вовремя. Но это как приказать сотне человек копать один колодец. Только мешать друг другу будут.
Деление слуг на тех, кому дана «власть», кому дано «дело», и кто оставлен у двери, очень чётко расставляет акценты. Есть начальники, есть подчинённые. Приказывающие и исполняющие приказы. Цари и рабы. Первосвященники и левиты. Есть третья категория — и это «просто люди». Это просто ожидающие Хозяина. Ну, как «просто». Физик Максвелл придумал демона, который заключён в колбе и сортирует молекулы на быстрые и медленные. Молекулярный привратник. Нано-привратник.
Привратник оказывается ключевой фигурой как пограничник. Спокойная, «обычная» размеренная жизнь возможно только благодаря тому, что кто-то прислушивается: хозяин или вор? Правда или подделка под правду? Коза или волк?
Конечно, на самом деле это три ипостаси любого человека. В каждом есть и главнокомандующий, и главноработающий, и просто фотоэлемент, локатор, который никогда не спит и прислушивается к тому, что за пределами повседневности, но эту повседневность определяет. Казалось бы, в чём проблема — узнать голос хозяина. Да Хозяин-то Бог, невидимый и неслышный. Говорящий Собой. Как отличить один неслышный голос от другого? Это ж не волк из сказки, который сходил и обзавёлся голосом козы.
Это молчание, но молчание бывает такое разное. Молчание льстивое, молчание подбадривающее, молчание фамильярное — и молчание Бога. Хозяин был молчавлив и тогда, когда жил в доме, а уж теперь тем более. Он постучил — и молчит. Вера вслушивается в молчание, спрашивает молчание и вслушивается в молчаливый ответ. Сама по себе она может ошибиться, её сила — в том, чтобы жить полнокровной жизнью, кем-то командовать, какие-то делать самой делать.
Жизнь дана не случайно, материальная и хлопотная жизнь. Жизнь учит слушать Бога. Бог молчит, но события в нашей жизни — слова Его молчания. Бог молчит, но дыхание нашей жизни — Его дыхание. Бог молчит, но Он слышен, если только мы не уходим целиком в распоряжение и дела, а вслушиваемся в и вглядываемся: где в конечной жизни дверь в бесконечность, а где в никуда.