Продолжаю серию «Азбука Веры».
В этой серии я рассказываю о понятиях, без которых прекрасно можно обойтись.
Что у нас там на букву «б», без чего прекрасно может обойтись христианин?
Давайте пусть это будет «богословие». (Можно было ещё непонятнее сделать на «т» – теология – это то же самое, только по-гречески. Но на букву «т» мы тоже найдём какое-нибудь непонятное, странное слово.)
Что тут интересно?
Строго говоря, богословие есть только в христианстве.
Конечно, мы можем прочесть и о теологии ислама, и об иудейских теологах.
Само слово «теология» не христианского происхождения.
Оно происходит из древнегреческой философии. (Другой греческой философии, кроме древнегреческой, не существует.)
Теология – философский термин начала первого тысячелетия.
Теология как рассуждение о божественном.
И первыми начали так рассуждать совсем не верующие во Христа.
С христианством вообще случилось любопытное.
В какой-то момент из-за конфликта с иудаизмом, то есть внутри иудаизма, мы выделяемся в христианство – как такой отдельный христианский иудаизм (как есть мессианский иудаизм).
И это накладывается на культурное противостояние. Потому что евреев-христиан почти не остаётся. Постепенно они вообще исчезают.
В наши время они опять появились. Слава Богу!
Зато христианство обретает прочную культурную почву в лице греческой культуры – древнегреческой (не скажу, что нет современной греческой культуры, есть, наверное, но мы про неё ничего не знаем… но мы знаем, что в Греции всё есть!).
Греческая культура начала христианской веры была на острие цивилизации.
Утончённая и развитая, культура, в которой уже есть масса научных достижений, включая чёткое измерение расстояния до солнца, диаметра Земли и т.д.
Вы что думали, Коперник первый?
С одной стороны, благодаря «имплантации» в греческую культуру была сохранена память о Христе.
Евангелия были записаны именно в традициях греческой культуры и на греческом языке. (Скорее, точнее говоря, это был такой «суржик» сирийско-греческий, но греческий.)
То есть современные греки его не очень понимают.
Ну, как мы церковно-славянский.
С другой стороны, мы были вовлечены как бы в пояс притяжения греческой культуры.
В частности, в такое притяжение теологии.
В начале третьего столетия после Рождества Христова у греков появился великий философ Плотин – основатель неоплатонизма.
(Всё время путаю Платона и Плотина, это как Мане и Моне.)
Есть переводы Плотина на русский. После Плотина Кант кажется… «Кавказской пленницей».
Когда я читаю объяснения Плотина, то начинаю благоговеть: это великий мыслитель (выражающийся на довольно специфическом языке).
Плотин родил всю христианскую теологию, всё христианское богословие.
Начиная, прежде всего, с великого Оригена.
Христианский мыслитель начала 3 века, жил в Александрии, потом был изгнан за еретичество – слишком умный.
Его зазвали к себе палестинские епископы, он жил там в почёте (они не умели так говорить и писать, как он).
Труды Оригена сохранились. Из-за этого он в середине шестого столетия был предан анафеме.
Вопреки христианскому обыкновению не судить умерших.
Он был уже три века как в гробу.
Но сгоряча чего не наломаешь с плеча.
Тем не менее, по сей день Ориген остаётся отцом, во всяком случае, греческой теологии.
На Западе отец греческой теологии Тертуллиан, который жил в западной, латинской части тогдашнего цивилизованного мира.
Так и он плохо кончил! Ну, он стал, действительно, условно говоря, еретиком.
Но послушайте, надо просто убрать эту координатную сетку «еретик – не еретик».
Мышление было ясное, гибкое, но довольно агрессивное.
Мы сейчас не таковы, и слава Богу.
После Оригена ещё были философы, богословы до великих отцов каппадокийцев.
Каппадокия – это такое место в Малой Азии, в Турции, туда очень любят водить туристов, а раньше туда бежали спасаться от врагов, там прохладно и удобно искать убежище от летней жары.
Вот три великих каппадокийца: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский.
Это они создали христианское богословие: учение о Троице, оформили учение о двуипостасности, и другое.
Ввели слова из философского словаря – вот что важно.
К примеру, слово «ипостась» – что оно означает?
Все философские термины – это метафоры, многие взяты из церковной жизни.
Ипостась – это вообще подставка, подсвечник.
Заклинаю: не будьте теологами! Вообще, это мужское развлечение.
На Западе, правда, сейчас больше теологов женщин.
Вот почему.
Если мужчина идёт в богословы, это как минимум карьеризм или желание самоутвердиться, или как Василий Великий остаться в истории.
Но смысл христианской жизни не остаться в истории, но остаться в Боге.
Василий Великий не хотел на скрижали истории попасть.
Он хотела попасть на сердце Богу.
А то, что на Западе большинство теологов – женщины, это связано с одной чисто материальной деталью: мало платят.
Мало платят духовенству.
(Я вообще неоплатный священник, на общественных началах.)
Но во всём мире священникам платят даже меньше, чем учителям.
У католических священников готовые квартиры и стол.
Там ещё меньше платят.
Если, к примеру, в Бостоне протестантский учитель получает 50 тыс. в год, протестантский пастор получает 40 тыс. в год, если он не звезда, а католический священник 20 тыс. в год, но стол, крыша над головой, пенсия.
Много ли нужно холостому человеку для счастья?
Я не знаю, я не холостой.
Мне нужно мало.
Ещё раз скажу: можно обойтись без богословия.
Мне всегда вспоминается рецензия в одну фразу митрополита Филарета Дроздова (ему дали на рецензию катехизис для кадетского училища), он сделал помету: «Слишком подробно, кадеты должны быть христианами, а не богословами».
Это надо крупными буквами написать и повесить на всех храмах.
«Оставь теологию всяк сюда входящий».
Тем не менее, в каких-то объёмах, конечно…
В объёмах символа веры. Символ веры – это богословское произведение, это надо понимать.
Коротенькое и простенькое. Были Символы веры и покороче.
Первое – в Деяниях Апостолов, в первой части, в ранних – Символ веры апостола Петра. Почитайте, найдите, там довольно чётко всё сказано. Был Господь, был распят, веруем, что Он Спаситель.
Про Бога там вообще ничего нет, не говоря уже о Троице.
В конечном счёте, ещё раз скажем: главная теология, главное богословие – это быть самим словом для Бога, тогда Бог будет нашим Словом для людей.