«Яков

Оглавление

Слово и чудо

«И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее  и изгонял бесов» (Мк 1:39

Комментируя рассказ Марка о чудесах, Джордж Чедвик так объяснял, почему Иисус требовал от бесов не раскрывать Его сущности: «Глубокие и подлинные убеждения несовместимы с ротозейством и охотой за чудесами».

Ох, душа человеческая противоречивая штука, в ней столько всего совмещается несовместимого… В любом случае, если бы Иисус так рассуждал, Он бы попросту не творил чудес, а был бы, подобно Чедвику, осанистым сдержанным джентльменом. Евангелист точно не считает, что чудеса привлекали зевак. Он пишет о чудесах, чтобы подчеркнуть, что Иисус показывает Свою сущность окружающим, приноравливаясь к их, окружающим, представлениям о мире.

Джордж Чедвик (10 октября 1840 — 29 декабря 1923) — сын бухгалтера. Англиканин, окончил дублинский Тринити-колледж, был рукоположен в 23 года, служил в Белфасте, с 1896 года епископ Дерри. Не родня трём известным братьям Чедвикам, которые в ХХ веке прославились как историки Церкви. Современники считали его проповеди пересушенными, но ценили его как остроумного участника дискуссий. В 1896 году опубликовал комментарии к Мк под несколько архаичным и для того времени названием «Сытная пища для голодных душ». Политически унионист, против отделения Северной Ирландии от Британии.

Чедвик, однако, критикует не только тех, кто сводит веру к чудесам, но и тех, кто считает веру в чудеса «дичайшим фанатизмом» («wildest fanaticism»). Его жизнь точно совпала с рывком позитивизма, с Дарвином. Он саркастически называет чудом позитивистов-физиков, которые из раскалённой реторты получают лёд. Едкое замечание, но это не рациональный аргумент. Действительно, фанатизм бывает, бывает он и очень диким (хотя бывает и домашний фанатизм-мурлыка), и фанатизм легко переходит в фантазии. Тут позитивизм прав. Другое дело, что не всякая рыба селёдка. Некоторые чудеса выдуманы фанатиками, но не всякое чудо непременно выдумано. Чуда не может быть, если нет Чудотворца — Бога. Но если Бог есть, то что же в чуде невозможного? Невозможно только человеку стать святым. Вот тут и нужно вторжение Бога в человечество, и начинается оно вот с этого: слово и дело, разуму — проповедь, сердцу — чудо.

См.: Чудо - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем