«Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его» (Мф 8:7).
Есть в этом рассказе огромное незаметное противоречие. Рассказ о том, как Иисус не пришёл к центуриону. Слова центуриона про «недостоин, чтобы Ты пришёл» даже стали частью молитвы перед причащением. Недостоин так недостоин, Иисус не идёт. Только Он ведь в качестве награды за веру обещает, что центурион придёт на пир в Царстве Небесном.
Когда центурион говорит «недостоин», речь ведь не о том, что он считает себя плохим человеком. Он считает Иисуса слишком великим человеком. Несовпадение размеров. Центурион — большая фигура, но в сравнении с Иисусом он считает себя букашкой. Как может великан залезть в кроличью нору. Он её испортит как медведь варежку.
Так мы хотим быть с Богом под одной крышей или не хотим?
И хочется, и колется.
У себя принимать Бога… Вместе тесно, врозь скучно.
Попасть к Богу в Его дом…
Да мы и так в Его доме! Не потому, что Бог живёт в космосе, а потому что космос — дом, который Бог построил для нас.
Опять тут в рассказе сшибка двух метафор. Ведь в центре повествования вообще-то больной. Но больной — всего лишь раб центуриона. У бедолаги вообще нет дома. Он как собачка. Центурион щеголяет — ах, я недостоин. Ну, недостоин и недостоин, твои проблемы, а слуга-то почему не имеет права увидеть Машиаха. Мы-то в доме Божием кто будем? Рабы или почётные гости? «Возлягут» означает почёт и уважение.
Вот как развращает власть. Человек привыкает к посредникам. Сидит в башне, а с людями общается исключительно посредством распоряжений, посыльных, пресс-секретарей. Они же людя.
Христос — посредник между Богом и человеком? Да нет, Он сам Бог, пришедший к людям. Пришедший для того, чтобы привести людей к Себе. Ну, мы и пришли — и убили Его к вящей славе Божией и к стабильной безопасности людей.
Бог пришёл к людям без приглашения. Мы не приглашали, потому что нам наша нора дорога. Пусть Он сверху нам посылает всякие моркови, а влезать в нашу жизнь — не стоит беспокоиться. Мы слишком взрослые, мы ценим своё личное пространство.
Что ж, Бог приходит без приглашения и вопреки вежливым предложениям пообщаться по зуму — зачем такому великому Богу беспокоиться, ехать куда-то…
Бог приходит без приглашения, потому что Ему невтерпёж. Он любит нас. Центурион представлял Бога великим и могучим, властным и неприступным, а Бог — любящий. Бог просит нас: «Позови Меня, Я приду к тебе». Придёт и к нам, придёт и к другим, ко всем и каждому придёт, потому что мир не кроличья нора, а бесконечность любви Божией, и мы должны не ждать, когда к нам придёт достойный нас гость, а идти вслед за Богом и перед Богом туда, где нужда в исцелении от тьмы, ненависти, нужда в любви и человечности.