«хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, — » (Ио 4:2).
Эта фраза, безусловно, является вставкой. В предыдущем повествовании однозначно говорилось, что Иисус крестил: «После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил» (Ио 3:22). Вся беседа с Никодимом — о крещении водой и Духом. Кроме того, «хотя» — «катои ге» — это очень редкое, необычное для евангелия слово, тоже признак возможной редактуры кем-то посторонним.
Почему кто-то вставил эту фразу? Предположительно, чтобы последователи Иоанна Предтечи не утверждали, что Иисус был всего лишь подражателем Иоанна. Фраза не слишком умная, прямо скажем. Ведь перед этим вся вторая половина 3 главы это монолог Иоанна, где он именно объясняет, что если «все» идут креститься к Иисусу, то это отлично: «не я Христос, но я послан пред Ним … Ему должно расти, а мне умалиться».
Спрашивается: а что же это психика такая, которая на голубом глазу позволяет себе вставки в столь важный текст?
Отмечается: нормальная психика, абсолютно у каждого такая психика. Все мы слегка психованные постольку, поскольку уверены, что бывает самоочевидное. Как в анекдоте о еврее, который спрашивает у ребе, почему надо носить ермолку, если ермолки не упоминаются в Торе. «Как не упоминаются? Моисей же взошёл на Синай в ермолке!» — изумляется ребе. — «Где?» — изумляется вопрошавший. — «Ну написано же „Моисей взошел к Богу“. — „А где тут слово ‹ермолка›? — ‹Ну неужели бы Моисей взошёл к Богу без ермолки!›
Самоочевидность — главный враг веры. И знания! Бог — главный друг веры. И знания! Всё самое главное в жизни не очевидно и неочевидно.
В конце концов, сегодня эти слова, эта вставка — актуальна? Сегодня ведь не Иисус крестит, а мы, ученики Его? Это же очевидно?
Нет!
Крестит Иисус, крестит Отец, крестит Дух Святой. Потому что вода очищает — ну что очищает вода у принимающего крещение? Он же тщательно вымоется, небось, отправляясь на мытьё к Богу. Душа очищается, психика… Сын сосребёт неврозы, страхи, агрессивность. Отец ототрёт самоуверенность. Дух Святой вытащит из-под ногтей духовных грязные мысли, цинизм и отчаяние.
Поэтому крещение называется по церковно-славянски ‹баня пакибытия›, а по нашему ‹большая чистка›.