«Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ио 16:28).
Это двустишие:
«Я исшёл от Отца и пришёл в мир,
И опять оставляю мир и иду к Отцу».
Это хиазм, иначе бы дистих выглядел так:
«Я исшёл от Отца и пришёл в мир,
И опять иду к Отцу, оставляю мир».
Бенедикт Шванк увязал эти слова с пророчеством Второ-Исайи (Ис 55:10-11):
«Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших,
И мысли Мои выше мыслей ваших.
Как дождь и снег нисходит с неба
И туда не возвращается,
Но напояет землю
И делает ее способною рождать и произращать,
Чтобы она давала семя тому, кто сеет,
И хлеб тому, кто ест, —
Так и слово Мое,
Которое исходит из уст Моих, -
Оно не возвращается ко Мне тщетным,
Но исполняет то, что Мне угодно,
И совершает то,
Для чего Я послал его».
Бог бесконечно выше человека, бесконечно более иной, но Бог не чужой человеку как далёкие звёзды. Человек не может послать к Богу исследовательскую ракету, но человек может послать к Богу себя, свой ответ на Божий призыв. А Бог призывает — Он отличается от человека именно любовью к тем, кто меньше, ниже его — к нам. Будь люди на месте Бога, они бы любили лошадей или собак, развлекались с ними, ухаживали бы за ними. Мы и сейчас этим занимаемся, предпочитаем животных — собратьям по образу Божию.
Пророк сравнил Слово Божие с дождём. Сравнение неточное: ведь дождь, как правильно сказал сам пророк, не возвращается к Богу, а Слово — возвращается. Только Слово возвращается не таким, каким было, а обогащённым, с людьми. Иисус — дождь, который делает человека способным к творчеству и любви, которые для человека как хлеб и вода. Биологически человек — существо потребляющее, жующее и пьющее как обезьяна. Человечески человек — существо производящее любовь и новое, что-то, чего не было бы в мире без человека. Это меньше всего предметы, сигналы — картины, книги, скульптуры. Это человечные чувства, человечные взгляды, человечные встречи, искры в ночи, которые высекают из небытия души людей, когда встречают друг друга в полноте света.
Бог не открывает человеку рая, о котором тот мечтает. Мечтающему о рае категорически нельзя в рай, он его превратит в ад. Бог открывает человеку большее: Себя. Его Сын, Его Дух постоянно опускаются в души людей, как дождь и снег, и эти души начинают расцветать и оживать, становясь раем. Только те, у кого в душе появилась и живёт хотя бы частица рая, можно впустить в рай — выдержат оба.