«Яков

Оглавление

Иисус. Счастье единства

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ио 17:3).

Знание — знание Бога — очень древняя идея в религии Израиля. Иеремия (24:7):

«И дам им сердце,
Чтобы знать Меня, что Я Господь,

И они будут Моим народом,
А Я буду их Богом;

Ибо они обратятся ко Мне
Всем сердцем своим».

Заметим, что у Иеремии это хиазм, где центр симметрии второе двустишие. «Они будут Моим народом/Я буду их Богом» — первая пара, «И дам им сердце/Всем сердцем своим» — третья перекликающаяся пара, а «знать Меня» симметрично тогда «обратятся ко мне».

У Иеремии это в контексте обличения царя Седекии, подлежащего наказанию за пренебрежение заветом Бога с Израилем.

У Аввакума (2:14):

«Ибо земля наполнится познанием славы Господа,
Как воды наполняют море».

Это о том, как Бог воцарится, покарав земных царей, которые строят города на крови — впрочем, наказаны будут даже те, кто спаивал пьянчужку, чтобы посмеяться над бедолагой. Тут знание сравнивается с водой — как Иисус в беседе с самаярнкой сравнил познание Бога с удалением жажды навеки.

Книга Премудрости:

«Праведность бессмертна,
А неправда причиняет смерть» (1:15).

«Знать Тебя есть полная праведность,
И признавать власть Твою — корень бессмертия» (15:3).

«Власть» при этом — это власть Бога побеждать смерть.

В одном из текстов Кумрана (устав общины) гимн содержит строки:

«Из родника Его знания хлынул свет мой,
Мои глаза увидели Его дивные дела,
Свет сердца моего в грядущей тайне».

Раймонд Браун заметил, что «тайна» в данном случае это, видимо, Закон, Тора, но ведь Иисус у Иоанна и есть Закон.

Эта фраза — исповедание веры в Единого Бога, но и веры в то, что Иисус един с Богом, а главное — веры в то, что вечная жизнь это не продолжение в бесконечность земных удовольствий, а счастье быть единым с Единым.

См.: Знание - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем

Рембрандт, 1628, эскиз к картине 1633 года. Как обычно (мне кажется) лучше работы маслом.