Иисус унизил себя, став человеком. Это постоянная мысль апостола Павла. В евангелиях, кажется, она отсутствует вовсе, если не считать, что та же мысль с призыве следовать за Иисом, взяв крест. Для Павла это ключевой момент, потому что его обращение совершилось, когда увидел Иисуса — Иисус окровавленного, избитого. Не просто человека, а человека, доведённого до состояния раба. Свободный человек таким не может быть. Вот почему Павел так дорожит памятью о своих тюремных заключениях, о побоях. В этом для него «подражание Христу», как и в неминуемой смерти. Воскресение воскресением, но погибнуть, как погиб Иисус — это же… Здорово? Ну, не здорово, но это дар Божий.
У смерти есть одно странное свойство: она не бывает пошлой. Поэтому чёрный юмор, связанный со смертью, не пошлый юмор. Сам предмет шутки блокирует пошлость, которая паразитирует на прямо противоположном смерти — на сексе. Секс рождает, смерть убивает рождённого. Заметим: секс рождает, не любовь. Любовь запросто может не рождать, любить бездетного или бездетную, вообще любить, не думая о детях, и в этом «сильна как смерть любовь» (Песню 8:6).
В наши дни есть множество людей, воображающих себя мессиями и христами, только они на смерть не идут и не собираются даже. Они перформанс делают. Являют себя народу. Вот — пошлость. Это и пошлость того христианства, которое не идёт на смерть, а учит жить. Типа запрещает аборты. Это было бы пошло, но изнасилование не пошлость, а преступление, а такие запреты — это изнасилование духовное и политическое. Не делай аборты, призывай не делать аборты, а запрещать не смей. Умеешь ведь сдерживаться — как сдерживаются те же люди, если их из свободной страны перебрасывает в какую-нибудь тоталитарную или хотя бы исламскую. Сидят в своих нунциатура и помалкивают как цуцики.
К вопросу о пошлости и самоунижении цитата:
«В немецком языке сформировался узус, согласно которому разграничивают niedrig [„низменно“] и nieder [„низко“], понимая под первым подлое, а под вторым — простое, скромное, низовое. Низменные замыслы, низменное обращение, низменная шутка и т. п.; но: низкая крыша, низкая лачуга, низкое сословие и т. п.» [Rosenkranz 1853:199].
Полный аналог русского «пошлость», которая появилась в то же самое время — ведь и эпоха была одна, с её урбанизацией, приобщением миллионов к культуре и свободе, а значит, и к бескультурью и пошлости. Пошлость это искушение человека, который уже свободен формально, но ещё рабствует внутри.
Иисус — наоборот. Он унизил себя, но Он не низменный и не низкий человек. Он стал рабом закону (Гал 4:4) и поэтому принёс свободу от закона.