«Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ио 8:47).
Браун сравнивает эту фразу со словами Иисуса о Себе: «Я исшел от Отца» (Ио 16:28), чтобы подчеркнуть бессмысленность строить богословие на грамматике. В греческом множество предлогов с близкими значениями. Знаменитое «филиокве»: Дух «эк ту Патрос» — на латыни «экс Патре». Вот и в это фразе «эк ту Теос». Более того, в Ио 16:28 многие древние рукописи дают именно «эк», а другие дают «пара», «пара ту Патрос». Более того, в ст. 30 появляется третий предлог с аналогичным значением — «апо»: «Веруем, что ты от Бога исшел».
Если верующий в Иисуса «от Бога», то что же, верующий — Бог либо Иисус — не Бог, а лишь «от Бога»?
Ну, если выбирать, то первый вариант. Веруешь — ты тот самый единый Бог Израиля, Творец неба и земли, к тебе все претензии относительно качества земли и неба, ты отвечаешь за сатану, за гибель Помпеи и колорадского жука на картошке.
Кстати, «кто от Бога» — в оригинале нету «кто», в оригинале вообще «он», а греческое «он» не чета нашему «он», греческое «он» это «сущий». Ну, иногда «сущий», а чаще-то просто «который», человек. Поэтому о человеке «сущий из Бога», а «слова Божии» — без «эк», без предлога. Кстати, там и не «слова», а «высказывания», «изречения», «речи».
Эта фраза формально бессмысленна, «порочный круг», потому что непонятно, что первично — слушать Бога или быть от Бога. В реальности она абсолютно ясна, потому адресована тем, кто был уверен в своей набожности. Речь-то именно о ней, злосчастной. «Набожность» — только вслушаться, мороз по коже. То ли на Бога, то ли Бог на мне. Я на Боге, а другой нет.
Бог не спорит с атеистами. Богу свои, верующие, мешают куда больше атеистов. Моська, облаивающая слона, слону не мешает, в отличие от моськи, которая вещает от имени слона. Вера вновь и вновь протухает, верующие вновь и вновь мешают Богу, но что ж поделать? Казнить нельзя, подразнить и подарить нам Духа, Который и «эк», и «пара», и «экс», в общем, — прими, моська, Слона и позволь Ему через тебя говорить, а главное, действовать.