«жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть» (Мк 8:2).
Тема еды всплывает значительно раньше, в Мк 6:8, когда Иисус посылает апостолов проповедовать и запрещает им брать с собой хлеб. Накормят — отлично, не накормят… Кажется, всё-таки кормили, вроде никто из апостолов с голоду не умер.
Чудо доброты. Ведь кормили-то явно не только те, кто откликался на проповедь.
Вот эта игра в еврейскую рулетку — накормят или с голоду уморят — начинается после фантастической в своей прозаичности ремарки Мк 6:5:
«Не мог совершить там никакого чуда … И дивился неверию их».
Минуточку, Иисус — и не мог совершить чуда? Пытался, но не мог? Просили — и не смог?
Да не просили!
Непрошеных чудес не бывает.
А вы проповедуйте и просите, проповедуйте и просите, — вот почему запрет брать с собой еду.
Учитесь просить у людей, чтобы люди научились просить у Бога.
После чего Марк нанизывает рассказ об Ироде и Предтечи — но это рассказ о еде, о пире, без щедрой еды и выпивки не было бы кошмара. Голову Иоанна не случайно же приносят на блюде как десерт. Затем рассказ об умножении пяти хлебов и двух рыб, начинающийся с замечания: было столько приходящих, что апостолам поесть было некогда — и прямо с ним связанный, мораль к нему, рассказ о хождении по водам — затем (7 глава) спор с фарисеями о еде (знаменитое «не входящее в уста»), затем чудо с язычницей, в котором ключевой момент сравнение ситуации с застольем, где женщина хочет подобрать крошку, упавшую со стола. После чего исцеление немого с неприятно-натуралистическим «плюнув, коснулся языка его», что перекликается, конечно, опять же с «не входящее в уста оскверняет». И вот затем — рассказ о втором умножении, семи хлебом.
В таком контексте два рассказа об умножении хлебов — не ляп, а сознательный авторский ход, параллелизм, а не редакторский недосмотр. Начинаются оба рассказа одинаково: Иисусу становится жалко людей (Мк 6:2, 8:2). Но в первом рассказе Иисус жалеет людей, потому что у них нет пастыря, учителя — и начинает проповедовать, кормить Словом, а во втором рассказе жалеет людей, потому что они три дня слушал, а про еду забыли. Вот тебе и «не хлебом единым жив будет человек, а Словом» (Мф 4:4). У Марка, что примечательно, этого афоризма нет. Слово Словом, а хлеб хлебом.
Отличие верующего лишь в том, что он сперва слушает Слово Божие, потом ест, а неверующий сперва ест, а потом… Потом, возможно, для общего развития послушает трындеж про любовь к врагу и жизнь вечную…