«Яков

Оглавление

Войны и мир. Оружие правды

«в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,» (2 Кор 6:7).

Синодальный перевод тут неточен, все новые переводы дают «оружие праведности». Речь не о честности и искренности, а о жизни по заповедям, по совести.

Про оружие это ирония, даже сарказм. Весь этот текст построен на иронии: мы зэки, вы вертухаи, мы каторжане, вы полицаи, но слабаки не мы, а вы.

«Оружие» тут — оружие «вообще», которое может и «орудие». Что-то тяжёлое вроде оглобли под руку подвернулось (а откуда у зэка кинжал? Отломал ножку стула, вот и оружие).

Про правую и левую руку звучит странно. У римлян были гладиаторы «димахеры», сражавшиеся с двумя мечами — «махейрами». Правда, на единственном изображении димахера на надгробии он изображен, скорее, с «пугио» — коротким кинжалом. Правда, это тонкости, которым Павел мог не придавать значения. В Евангелии обычно говорится о махайрах, что переводится как «мечи», но вернее было бы переводить «тесак».

Главное тут, видимо, что по мечу в каждой руке очень устрашающе. Ровно на том же основан современный миф о «стрельбе по-македонски». Ах, красиво, особенно если в прыжке: паф, паф, ой-ой-ой! Но специалисты сходятся на том, что это непрактично и для бою непригодно. Зато эффектно!

У Павла тут всё та же симметрия, на которой строилась всё библейское красноречие. Слово/сила, истина/Бог, слово истины/сила Божия, и вот — пара мечей. Сильно размышлять над тем, чем слово истины отличается от силы Божией, не надо — это одно и то же, как распутство Мессалина и разврат Клеопатры, только наоборот. Так что в одной руке меч силы Божией, в другой меч слова истины. Главное, чтобы руки были заняты, чтобы в них не было настоящего оружия!

Образ хорош тем, что «беда никогда не приходит одна». Сатана с дьяволом ходят парой, один справа, другой слева, два весёлых дедуся. Один зовёт в бордель, другой в науку — лишь бы не к Богу. Справа тянут в мистику, слева тянут в материализм. Справа искушают пойти и напиться, слева — запоститься до смерти. А прямой путь он под носом, потому и прямой — Бог, Он Такой, Его не надо ловить в перекрестье прицела, Он Сам и есть Перекрестье.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем