«Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ио 20:25)
Рассказ о неверии апостола Фомы стоит на одном далеко не очевидном предположении. Фома убеждён, что должны быть видны раны.
Может, ещё и запах трупный должен чувствоваться?
Воскрес мёртвый или воскрес из мёртвых?
Воскресать так воскресать, чтоб и следа не осталось.
Так, видимо, полагали в древности, когда изображали воскресшего Иисуса без ран.
Только спустя тысячу лет стали и распятого Иисуса изображать не безмятежно прислонившимся ко кресту, а скорчившимся от боли, и воскресшего — с ранами. Именно тогда люди начали верить не по принуждению, коллективно, а от сердца — конечно, не все, а меньшинство. Зато от сердца, а не от «так оно полагается».
Оживить человека — по силам и науке. Вылечить тело. Но человек — не только тело. Человек не рёбра, не кожа, не мясо. Человек это душа, это жизнь, это любовь, это надежда. Распинают, убивают, не мясо, а дух, идеи того, кто одухотворяет тело. Ранят в ребро копьём, а душу ранят обидой, и ещё издеваются: «на обиженных воду возят», «какой же ты мужчина, нюни распустил». Тебя распинают, а ты терпи!
Ранят человека несправедливые слова, ранят даже и справедливые, но сказанные зло, не для помощи, а для втаптывая в грязь. Душа тоже может кровоточить. Из раненого сердца вытекает доверие к людям, надежда. Обидит один, а не доверять будет обиженный всем.
Все мы воскреснем и преобразимся, как и не мечтали.
Только Иисус преобразился до воскресения, а после воскресения — раны Его на Нём. Его раны и не только Его. Все обиды, причинённые людям, Бог берёт на Себя и хранит в Себе, потом что мы образ Божий и подобие, и подобие Бог воскрешает, а всё, нами пережитое, и Его боль, а Его исцелить некому и не хочет Он расставаться с нашей болью. Чтобы не повторилась. Чтобы не повторили. Когда евангелист заканчивает: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ио 20:31), это о том, чтобы мы жили во имя Христово, словно каждый и есть Христос — никому не ломая ребер, никого не пригвождая, не пронзая, даже не царапая. Видеть невидимые раны людские, видеть свои невидимые когти и клыки, и когти с клыками — вырвать и выбросить, а раны — погладить и загладить, и жить как Христос живёт: раны — себе, жизнь — другим.
[По проповеди 1 мая 2022 года в «Фомино воскресенье»]