Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Последователи под лупой следователей

«И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]?» (Мк 2:24)

Замечательны не только противоречия в повествованиях евангелистов, но и оттенки. Матфей и Марк в рассказе о срывании колосьев рисуют контуром. Учеников не видно за спиной Иисуса, фарисеи — толпа, в которой неразличимы отдельные фигуры. В рассказе же Луки упрек Иисусу бросают не все фарисеи, а «некоторые из фарисеев», и обращаются они не к Иисусу, а к ученикам Иисуса.

Сам Иисус не склонен к деталям не потому, что смотрит на дело слишком широко, а именно потому, что ему важнее всего деталь. Только деталью является душа человеческая, а тогда щепетильность — эта мелочность доброты — оборачивается готовностью отождествить большое с малым.

Иисус ведь мог бы сослаться на то, что ученики срывают колосья, а не Он. Кстати, действительно, а почему Иисус не был голоден до такой степени, чтобы нарушить Закон? Да и фарисеи почему-то вели себя прилично, откуда бы они тут ни взялись — а скорее всего, они шли вместе с Иисусом и апостолами, шли не как враги, а как заинтересованные попутчики, специально пришедшие пообщаться, потратившие на это время и силы не из дурных побуждений, а из хороших.

Видимо, не так уж было голодно в это мгновение. Просто дурно воспитанные люди (а апостолы явно в этой ситуации проявили именно дурные манеры) позволяют себе пренебрегать этикетом, видя крайнюю нужду там, где ее нет. Если нельзя, но очень хочется, то можно и на королевском приёме плюнуть на пол.

Иисус мог бы (и вообще-то говоря, должен был бы) сделать апостолам выговор. Впрочем, Он их и не защищает — во всяком случае, защиту нельзя признать удачной. Зато Он удачно напоминает фарисеям о том, что забывается за почитанием Закона: Закон — вторичен по отношению и к Богу, и к человеку.

Конечно, это слабое оправдание законопреступников. Зато это сильная проповедь того, что и пришел проповедовать Иисус: Царство Божие — это Царство именно Божие, а не царство закона или какого-то другого средства, пусть даже данного Богом. Вообще вся последующая тирада Иисуса может быть неверно понята, если приписывать ей величественную, тем более — обличительную интонацию. Это примирительная реплика, определенно шутливая, снижающая пафос беседы: «Мужики, ну что вы цепляетесь к мелочам? Ведь сами же знаете, что есть вещи поважнее».

Апостолам, без сомнения, было стыдно. Пересказывая этот эпизод спустя годы, они тщательно промолчали о том, как отреагировали фарисеи. Не стали утверждать, что фарисеи «устыдились» или «озлобились».

Скорее всего, фарисеи вместе с Иисусом улыбнулись и вместе с ним шутливо махнули на учеников рукой: ну что взять с этой деревенщины! Они невольно напомнили нам о Том, Кто выше закона, будем и этим довольны!

См.: Суббота - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Яков Кротов сфотографировал году в 2003-м на Радио Свобода в Москве. Елена Колупаева

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами «Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном
оглавлении, которое служит
одновременно именным
и хронологическим
указателем.