Биолог Мария Кондратова (эмигрантка, живёт во Франции, впрочем, активно пишет и издаётся на русском) в 2022 году написала, обсуждая вопрос о соотношении зрительного восприятия с чтением:
«Христос именно что обращался к людям с живой неотредактированной речью, а не книжки писал, хотя как раз еврейская традиция это позволяла. А ведь мог бы! Жил бы себе долго и счастливо, оставил бы богатое литературное наследство безо всяких этих дешёвых перформансов с Крестом и Воскресением».
Кажется, что это похвала Спасителю — вот, мол, не книжки писал.
Только есть проблема: а кто евангелия написал? Люди?
Нет, Христос и написал.
Вот где отлично обнаруживается смысл существования Библии.
С изобретением кинематографа появились сотни экранизаций Евангелия — и что? Грош им цена.
С появлением научной фантастики стал расхожим сюжет о путешествии во времени с целью проверить евангелистов, лично побывать на Голгофе, улицезреть. Потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Потому что ценность евангелий такие люди полагают в том, что там есть «подлинные слова», «ipsissima verba» Иисуса. А что не подлинное, то не так уж важно. Вот подлинные в изданиях киноварью даже выделяют такие ревнители аутентичности.
Впрочем, все эти фантазии — иногда благочестивые, иногда наоборот — о путешествии на Голгофу это всего лишь вывороченный наизнанку средневековый сюжет о Христе, который приходит в монастырь в виде нищего. Пожалуй, средневековый сюжет интереснее — не мы Бога проверяем, Бог нашу подлинность проверяет и убеждается, что мы-то не люди… Хорошо если не нелюди.
Крест и Воскресение — не видео, а именно текст. В начале было Слово, а не видео. Семь веков Бог вбивал в голову избранникам своим, что Слово — путь к Нему, а идолы — то есть, именно что, что видят глазами — это путь от Него, прочь.
Иисус посылал апостолов проповедовать — с текстом, пусть и устным. Не с видеороликами. И не потому, что видео не было.
«Блаженны невидевшие, но уверовавшие» (Ио 20:29).
Уверовавшие, потому что другие видели?
Уверовавшие, потому что Дух Божий сказал, вложив слово в сердце.
Вот где обнаруживается, что невидимость Бога не случайна, что человек — по образу Божию именно потому, что человек невидим, подобно Богу, невидим человек в безволосой обезьяне.