Лин Ритмейер (р. ок. 1960), замечательный историк и археолог, голландец, предлагает свою реконструкцию обстоятельств Рождества. На иллюстрации вверху слева — остатки стойла в Капернауме, вверху справа — в Хоразине.
Про пещеру — это недоразумение возникло в IV веке, когда в Святой Земле стали создавать Христо-ленд — комплекс святынь для почитания. Скорее всего, местом Рождества сочли пещеру, в которой было святилище Асклепия (Асклепию был посвящён и храм, частью которого была Вифезда).
Реально Иосиф остановился в «катуламе» — так гостиница названа в Мк 14:14 (было и другое слово, в притче о милосердном самарянине — «пандокион», Лк 22:11). Это было большое здание, скорее всего, двухэтажное, и на первом этаже было стойло для скота. Оно разделялось на две части арками, которые можно видеть на фотографиях, и, очевидно, в арках были решётки и калитки, чтобы скот не разбредался.
Ритмейер строит очень смелую гипотезу: мол, Иосиф пришёл не вообще в гостиницу, а в дом своих родственников, которые держали гостиницу. Эту гостиницу он сопоставляет с домом в Иерихоне, где жила Рахав и предполагает, что Раав держала гостиницу — мол, слово «зонах», которым она названа и которое обозначает распутницу, однокоренное с «лехазин» — «кормить». Ну да, а «блудить» однокоренное с «блуждать». А Рахав — мать Вооза, который жил в Вифлееме, и, соответственно, пра-пра-бабушка царя Давида. Так может она и в Вифлееме держала гостиницу?! А вот Иеремия упоминает в Вифлееме «герут Химхам» — «жилище Химхама» (41.17) — то есть, дом Кимгама, а это наверное сын галаадитянина Верзеллия, который помог царю Давиду (2 Цар 19), а царь Давид вполне мог отблагодарить Кимгама, дав ему в Вифлееме участок из своего родового достояния, чтобы там построить гостиницу... Слишком много «если бы». Но архитектурно реконструкция адекватная, скорее всего. Точно адекватнее пещеры. А вообще, как говаривал Силезский Ангел, «отлично, что Иисус родился в Вифлееме, беда, если он в тебе не родился».
См.: https://www.ritmeyer.com/2022/12/09/a-grotto-or-a-stable/