Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Конец рабочего дня – начало Дня Божьего

«В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк 15:34)

Девятый, «энатэ» — последний час работы. (Латынь: «нона», откуда, кстати, имена «Нон» и «Нонна», девятый ребёнок в семье, как Терций — третий, Квадрат — четвертый, Квинт — пятый).

Обычно за три часа до захода Солнца, затем уже отсчитывались ночные часы, отдельный счёт. «Работники двенадцатого часа» — это не полночь, это девять вечера, а «девятый час», соответственно, часов шесть, хотя в Иерусалиме и раньше, часа в три — там темнеет раньше, причём быстро. Апостолы Петр и Иоанн идут в Храм молиться «в час молитвы девятый» (Деян 3:1). Корнилий молится «в девятом часу» (Деян 10:30).

На мозаике IV века человек смотрит на колонну с солнечными часами, прямо-таки рвёт на себе ворот рубахи, ноги подкашиваются, и облегчённо вздыхает: «Девятый прошёл!», «Энатэ парэласен!». ΕΝΑΤΗ ΠΑΡΗΛΑΣΕΝ. ἐνάτη παρήλασεν.

Как на современных карикатурах рисуют работников, напряжённо вглядывающихся в часы: когда же шесть? Или пять.

«Девятый вал», видимо, отсюда же — конец…

Иллюстрация: колонна с солнечными часами («меридиан») в Помпеях, мозаика IV века, музей в Антиохии/Антакьи.

Крест с солнечными часами — XII век, один из древнейших в Европе, но, конечно, рестарированный. Стоит на главной Рыночной площади Трира.

См.: Время - Работа - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.