«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ((Мф 5:29)
В греческом текст «соблазняет» — это буквально «скандализирует». Не всякий скандал искушение, но всякое искушение скандал. Если глаз твой соблазняет тебя... Если нога твоя... Если рука...
Соблазн это невроз. Связан этот невроз прежде всего с ощущением потери власти над собой. Ты словно не хозяин своего тела. Ты у него на поводу.
Собственно, к этому и сводятся разнообразные заклинания о психосоматике. Мол, это не я, это моё тело соблазнило меня.
Щас!
Просто мы в панике. Мы прежде стремимся освободиться — и делаем это как дети. Изобретаем огромную подушку, которой можно накрыться с головой. Придумываем суперзлодеев — Моя Рука, Моя Нога, Мой Пенис. Они на меня нападают, но я от них убегу! Пошли они в преисподнюю!!!
Ага, — поддакивает Господь. — Пошли их куда подальше. И посмотрим, что останется... Останется «что» или «кто»?
В середине XIX века среди солдат была популярна песенка о рядовом герое, который смело марширует, пусть даже ему оторвало голову, руки и ноги. Из американского варианта сделали серьезный марш, из чешского — в «Бравом солдате Швейке» пародия на сообщения о воинских подвигах. Оторвало солдату голову, но он вскинул ружье, прицелился и сбил вражеский аэроплан, после чего упал с возгласом «Да здравствует кайзер унд кениг!»
Не падай! И не кричи. И не целься. Соберись. Поздоровайся: здравствуй, нога... И так далее. Глупо? Это же ты сам? Ага, выздоровление началось! Соблазн не в том, что нога тебя соблазняет, а в том, что ты думаешь, что тебя соблазняет нога. Никто тебя не соблазняет! Кому ты нужен! Всё намного серьёзнее: ты не нужен себе самому, тебе, видите ли, искушения требуются для полноценной жизни, вот и пялишься по сторонам. Целишься во что не надо целиться. Цель-то — ты сам...