Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Ханука и воскресение

Ханука — обычный фольклорный праздник, с реальной историей мало связанный. Не имеет он отношения и к религиозному фанатизму, как и Пурим, как Кристмас не имеет отношения к оленеводству. Праздники живы постольку, поскольку отмечают значимые для аграрной культуры переходы от одного времени года к другому.

Когда неверующие жители Израиля фыркают на идею, что какие-то там светильники могут гореть вне зависимости от количества масла, они правы. Это рациональный подход. Правда, недостаточно рациональный — если уж фыркать, то и над идеей «еврейскости» или «американскости», вообще над идеей национальной принадлежности, да и над идеей разделения людей на государства. Они даже не менее, а более антинаучны и иррациональны, чем детские забавы с фонариками и волчками. И куда более опасны.

Считать, что в 160-е годы до Р.Х. в Израиле были религиозные фанатики, настроенные против космополитической греческой культуры, конечно, не следует. Греческая культура не была очень уж космополитичной, она не была и секулярной. Как и в наши дни, религия вообще занимала не слишком большое место в жизни большинства людей.

Книги Маккавеев отражают не мир религиозных фанатиков и мир секулярных евреев, стремящихся к ассимиляции.

Первая книга Маккавеев — это мир клерикальный, мир первосвященников, высшей элиты, которая в условиях оккупации во многом приняла на себя функции утраченной царской власти и была не прочь и формально стать царской династией.

Вторая Маккавеев часто говорит о молитве, первая — никогда, не считая молитвы во время богослужения.

2 Макк. 12:43 описывает, как Иуда Маккавей собирает деньги для принесения жертв по убитым солдатам, чтобы обеспечить их будущее воскресение.

1 Макк. вообще не упоминает воскресения. Но считать на этом основании, что первосвященники были атеистами, не следует.

Главный герой для 2 книги Маккавеев — Иуда Маккавей. Она ни словом не упоминает ни его отца, а его брата Симона, который как раз и основал династию, упоминает дважды и довольно саркастически (10:20, 14:17).

Абрахам Гейгер (1810-1874) первый сформулировал идею, которую разделяет большинство современных историков: восстание Маккавеев это не столько борьба с иноземными оккупантами, сколько борьба двух течений внутри Израиля. Эти течения хорошо известны и христианам: саддукеи и фарисеи.

Именно Гейгер предположил, что саддукеи, «садокиты», צדוקים, названные по имени первосвященника Садока — это партия высшего духовенства, которые во время оккупации приняли на себя часть функций светских властителей, а фарисеи, враги саддукеев, это будущие раввины.

Первая книга Маккавеев написала с позиции саддукеев, её герои — первосвященники, основатели династии Хасмонеев. О союзе Иоанна Гиркана с саддукеями говорит и Иосиф Флавий (Древности, 13.295-296).

Только вот саддукеи и фарисеи в обоих книгах не упоминаются.

Историк Дэниэл Шварц, род. ок. 1965, предложил другое объяснение. Первая книга Маккавеев была написана в Иудее, где и воцарилась Хасмонейская династия, была написана на еврейском и отражала взгляды не Иуды Маккавея, а Симона Маккавея.

Вторая книга Маккавеев была написана на греческом, евреями диаспоры, жившими на севере Африке и говорившими на хорошем греческом языке. К грекам и их доминированию эти евреи относились вполне благожелательно. Как американские евреи благожелательно относятся к американской демократии.

Противопоставление евреев Иудеи и евреев диаспоры не означает, что конфликта саддукеев и фарисеев не было. Саддукей были, но их взгляды расходились и со взглядами евреев диаспоры. Для саддукеев Бог — это Бог Храма Иерусалимского. Для евреев диаспоры Бог — это Бог Космоса.

Для саддукея набожность и святость — то, что передаётся по наследству, потомкам Авраама.

Для фарисея набожность и святость — результат обучения, просвещения. Это шаг вперёд в отношении к знанию и коммуникации, это аналог греческой концепции «пайдейи». Кадилом махать — это только в Иерусалиме, а книги читать — где угодно. 2 Макк 5:19: «Господь избрал не для места народ, а для народа это место».

Полярно и отношение к Антиоху IV Епифану, осквернившему Храм. Для автора Первой книги Маккавейской этот царь — типичный царь-язычник, для автора Второй — он исключение, урод, другие языческие цари, включая брата Епифан, описаны позитивно, до начала схватки из-за должности первосвященника Иерусалим жил отлично, а причина зла в алчности конкретного еврея:

«Когда в святом граде жили еще в полном мире и тщательно соблюдались законы, по благочестию и отвращению от зла первосвященника Онии, бывало, и сами цари чтили это место, и прославляли святилище отличными дарами, так что и Селевк, царь Азии, давал из своих доходов на все издержки, потребные для жертвенного служения. Но некто Симон из колена Вениаминова, поставленный попечителем храма, вошел в спор с первосвященником о нарушении законов в городе».

Какая из двух позиций набожнее? В Первой книге Бог почти не упоминается. Он ничего не решает, всё решает меч, насилие, государство. Во Второй — Бог решает всё именно на земле, в мелочах. Погиб солдат-еврей? Он чем-то провинился перед Богом, не язычники виноваты!

Тут не «светские» против «религиозных», тут еврей в США и еврей в Израиле. Еврей-в-США смотрит на Израиль с изрядной долей неумения и скепсиса, как он глядел бы на забастовку или драку в Дисней-ленде.

Что до собственно Хануки, то раввин Зев Фарбер (р. ок. 1975), автор монографии «Археология и история Иудеи VIII века», отмечал, что первоначально Вторая книга Маккавеев говорила совсем о другом чуде: освящение Храма состоялось ровно через три года после его осквернения, день в день. Никаких светильников.

Первая книга Маккавеев вообще говорит о празднике в честь победы Иуды Маккавея над Никанором. Битва была 13 адара 161 года до Р.Х, и постановлено было ежегодно отмечать именно 13 адара. Текст 2 книги Маккавеев об установлении Хануки является позднейшей вставкой, разрывающей повествование о смерти Антиоха IV (9 стих 10 главы должен следовать сразу за 29 стихом 9 главы). Добавили ко 2 книге Маккавеев и два предисловия в виде писем, призывающих соблюдать именно 25 кислева.

В какой момент освящение Храма 25 кислева вытеснил победу над Никанором 15 адара? Победу над Никанором одержал Иуда Маккевей, но эта победа была мимолётной, вскоре Селевкиды вернулись, а Иуда погиб. Лишь через 20 лет Симон Маккавей сумел утвердиться на троне как полу-независимый правитель Иудеи. Так что главным героем стал не Иуда, реально проводивший освящение Храма, и Симон, создатель династии.

Можно ли тут усмотреть аналоги с современностью? Конечно, да. Свобода, вера, солидарность, — всё это твёрдые точки отсчёта, позволяющие людям разных стран и эпох понимать друг друга. Другое дело, что различие двух направлений в иудаизме II века до Р.Х. в этой системе координат соответствует не столько противостоянию секулярных и набожных евреев в современном Израиле, сколько различию между набожными либеральными евреями США и чрезмерно агрессивными евреями Израиля.

Для христианина, конечно, интереснее всего расхождения в вопросе о воскресении. Для евреев-государственников, для евреев в Иерусалиме, при царском дворе, воскресение — совершенно неинтересная концепция. Есть обряд, ритуал, коллектив. А воскресение — вера тех, кто вне гравитационного поля царского трона.

См.: Книги Маккавеев - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Древо Иессеево

Внимание:
если кликнуть на картинку в самом верху страницы
со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.